Юрий Вячин: «В прокуратуре должны работать только добросовестные люди»
«Порядок должно надзирать. Иначе рухнет государство» – эту фразу классика можно считать негласным девизом службы, которая почти три сотни лет стоит на страже государственного закона – российской прокуратуры. Истинное служение интересам государства, беспрекословное исполнение своего долга, принципиальность и безупречная преданность Родине отличают сотрудников этого ведомства. В преддверии профессионального праздника – Дня работника прокуратуры – мы встретились с прокурором города Муравленко Юрием Вячиным.
– Юрий Алексеевич, вы полтора года возглавляете прокуратуру города. Каковы ваши впечатления от работы в Муравленко?
– Могу сказать, что здесь есть особенность, которую я за всё время своей службы не встречал нигде. По роду деятельности часто приходится работать с документами, где указаны анкетные данные муравленковцев. Я обратил внимание, что все люди родом из разных регионов – в основном, бывших союзных республик: Молдавии, Беларуси, Украины, Казахстана, Азербайджана, республик Средней Азии. И мне импонирует то, что здесь не оценивают людей по принадлежности к той или иной национальности. Люди с разными этническими корнями уважают друг друга и живут в согласии. За время своей работы я не припомню ни одного конфликта на национальной почве. Это очень приятно.
Что касается самого города, то вечерами, после работы, я довольно часто гуляю по его улицам. Атмосфера спокойствия доставляет мне большое удовольствие.
– У вас есть опыт работы в разных городах России. В 2016 году вы приехали на Север. Если говорить о подходах к профессиональной деятельности, сильно они отличаются, в зависимости от региона?
– Больших отличий я не вижу, а вот направления деятельности уже зависят от специфики того или иного субъекта. Например, если говорить о Чеченской Республике, то там я работал в самый разгар антитеррористической операции. Основное направление деятельности было связано с надзором за спецоперациями, или так называемыми зачистками, расследованием уголовных дел в отношении боевиков незаконных вооруженных формирований. Костромская область – это лесная область, поэтому основной упор делался на борьбу с «черными лесорубами». Саратовская область, с моей точки зрения, – это традиционная российская глубинка. Соответственно, и проблемы традиционные: дороги, ЖКХ, заработная плата. Здесь, на Севере, наверное, главная особенность – это сложные климатические условия. А что касается проблем, с которыми мы работаем, то они не сильно отличаются от тех, что есть в других регионах.
– В прошлом году прокуратура отметила 295-летний юбилей. Как изменились задачи этого ведомства со временем и что является приоритетным в работе службы сегодня?
– Нашей службе почти 300 лет. Возраст солидный, не многие могут таким похвастаться. На протяжении всех этих трех столетий задачи перед прокуратурой ставили главы государства, исходя из конкретного исторического отрезка времени, сложившейся экономической ситуации. Если говорить о сегодняшних задачах, то их по-прежнему нам ставят президент и генеральный прокурор. В условиях продолжающегося экономического кризиса наше ведомство нацелено на соблюдение трудовых прав граждан, в том числе своевременной и полной выплаты заработной платы, защиту малого бизнеса. И, разумеется, традиционной остается задача по борьбе с преступностью.
– Работы много, это факт. А сколько человек сегодня трудится в городской прокуратуре и как удается справляться с большим объемом работы?
– Работы, действительно, хватает. И с годами ее количество не уменьшается, а только растет. При этом штатная численность нашей структуры не увеличивается. Сегодня в городской прокуратуре вместе со мной работают всего шесть оперативных сотрудников. Поэтому для выполнения поставленных задач нам нередко приходится использовать и личное время. Задерживаемся на работе до позднего вечера, в случае необходимости трудимся и в выходные. Иначе нельзя!
– Не могу не задать другой вопрос: сотрудники прокуратуры в силу специфики деятельности не привязаны к одному конкретному месту работы, региону. Трудно жить такой жизнью?
– Человек, когда выбирает профессию, должен понимать, что его в дальнейшем ждет. Это относится и к нашей службе. Законодательством установлено, что сотрудник прокуратуры, в частности, прокурор, может только определенное время занимать эту должность. Отработал один, максимум два срока – и переезд. Это непросто, потому что приходится менять привычную обстановку, оставлять друзей. С другой стороны, у молодых сотрудников ведомства должна быть возможность карьерного роста, что невозможно без постоянной ротации. Но для нас это ожидаемо. Это просто издержки нашей профессии.
– Вы никогда не жалели о сделанном выборе?
– Я люблю свою работу – более 25 лет трудовой деятельности позади. Поэтому остается просто идти по выбранному пути. А вот молодежи я стараюсь сразу донести всю суть деятельности прокуратуры. Тот образ, который рисуется в прессе, на телевидении – образ романтический, и это не совсем верно. На деле наша работа – это гора бумаг, которые необходимо перебрать за день, вникнуть в каждую проблему. Это постоянное отсутствие свободного времени. Не так давно ко мне приходили молодые люди, будущие выпускники, которые интересовались, куда поступить, чтобы потом трудиться в прокуратуре. Я просто посоветовал им понаблюдать за нашими сотрудниками в течение нескольких недель и понять: готовы ли они к такому напряженному темпу работы.
Был в моей жизни и такой случай: на стажировку в прокуратуру пришел студент юридического вуза. После трех месяцев практики он отказался от мысли работать в прокуратуре. Понял, что это не его. Откровенно и честно! Потому что не стоит делать то, к чему душа не лежит. На мой взгляд, в прокуратуре должны работать, в первую очередь, добросовестные люди, понимающие всю меру ответственности, возложенной на них.
– Под вашим началом трудятся именно такие люди?
– У нас в этом году коллектив обновился процентов на 30. Пришли новые сотрудники. Со своим жизненным и профессиональным опытом, со своей позицией, характером. В том числе и девушка, выпускница вуза, уроженка Муравленко Регина Петрова. За полгода она успешно влилась в коллектив, показала хорошие знания и навыки. Это не может не радовать.
– Действительно ли прокуратура сегодня – это открытое для граждан ведомство?
– Смотря что подразумевать под открытостью. Если имеется ввиду возможность заглянуть в любой документ, который находится на столе у прокурора, то это неприемлемо! Мы много работаем с людьми, и часто – с очень неприглядными сторонами их жизни. А ведь у каждого есть родители, супруги, дети. Поэтому подача информации в этом случае должна быть очень деликатной, чтобы не задевать чувства других людей.
А вот с открытостью дверей прокуратуры для населения я полностью согласен. Специфика нашего учреждения в том, что мы можем принять любую жалобу. В других контролирующих или надзирающих органах этого нет. Допустим, в трудовой инспекции рассматриваются трудовые права, в жилищной – разрешаются коммунальные споры. Мы принимаем граждан с любыми проблемами. Смотрим, можем ли сами помочь, или направляем человека в тот орган, который сделает это грамотно и законно.
– Юрий Алексеевич, наступил 2018 год. На что в первую очередь будет сделан упор в вашей работе?
– В 2018 году главное политическое событие – это выборы президента России. Очень многое зависит от того, кто станет во главе государства, поэтому выборы должны пройти честно, прозрачно, законно. Именно эту задачу я и вижу первоочередной для нашей службы. Во всяком случае, на ближайшие три месяца. Ну и те традиционные вопросы, о которых я говорил выше, всё многообразие направлений нашей деятельности потребует усилий и внимания.
Ольга ЧЁРНАЯ
Фото Дарьи Тюменцевой