Путешествие в Поднебесную, или Как муравленковцы в ирреальном Китае отдыхали
Этот остров похож на райский уголок на земле. В его красоты влюбляешься с первого взгляда. Лазурные волны, бархатный песок, яркие экзотические цветы и растения. Хайнань – ирреальная часть Китая. Здесь царят безмятежное спокойствие и природная красота. Живописные пейзажи, уникальная экология, а также самобытность коренных жителей привлекают на этот остров множество туристов.
– Там чистейший воздух! Даже дышится по-другому! Представляете, в радиусе 400 километров от курортной зоны, расположенной на юге острова, нет ни одного промышленного предприятия. Это настоящий экологический рай, – рассказывает Анатолий Грибанов.
В этом году мечта Анатолия Павловича и его дочери Дарьи осуществилась. Они прикоснулись к истории древнего народа и побывали в одной из частей Небесной империи. Но прежде чем отправиться в путешествие, отец с дочерью долгое время решали, какой именно Китай они хотят увидеть.
– Даша давно интересовалась этой страной, даже хотела изучать язык. Дома у нас было много различных атласов, энциклопедий. Мне кажется, в теории она знает эту страну лучше многих гидов, – отмечает Анатолий Павлович. – После долгих раздумий мы с Дарьей сделали ставку на оздоровление. Поэтому выбрали остров Хайнань, а не материковый Китай.
За тринадцать дней на острове путешественники ни разу не пожалели о своем решении. Они наслаждались каждый день тем, что проводили время на островной территории Поднебесной.
«Край света»
– Когда мы прилетели на остров, первое, на что обратили внимание, – архитектура аэропорта. Это было большое строение из деревянного бруса, напоминающее шалаш, а на его крыше расположился ананас огромных размеров. Затем мы отправились в самый южный тропический уголок Китая, где находился наш отель, – в город Санья.
Раньше его называли «Краем света». Почему? Еще несколько столетий назад эта тихая и укромная часть острова могущественной империи была местом, куда ссылали опальных чиновников. Для них Санья была далеко не раем. Однако сегодня этот город – настоящий Эдем.
«Санья» означает «слияние трех рек». Название города определила география, там протекают три реки: Санья, Дабо и Линьчуань.
Восточные Гавайи
Летом на Хайнане стоит сильная жара. В то время, когда Анатолий Грибанов вместе с дочерью отдыхали на острове, температура воздуха достигала 40 °С.
– Нас спасали кондиционеры в номере отеля и в экскурсионном транспорте. Мы лишь пару раз днем выбирались в город, так как в это время суток солнце палило нещадно, – отмечает путешественник. – А еще, конечно же, выручало море. Вода там не только очень теплая, но и чистая, прозрачная. Сквозь нее невооруженным глазом можно наблюдать за флорой морского мира.
К слову, остров находится на одной широте с Гавайями. Поэтому климатические условия на обоих островах похожи. Недаром народ КНР называет остров Хайнань «Восточными Гавайями».
Интересные факты
– Днем на улицах почти нет ни туристов, ни местных жителей. Все укрываются от жары. Зато сколько людей выходит в город ближе к вечеру! Уйма! Чтобы не потеряться в толпе, нужно смотреть в оба. А если заблудишься, то вряд ли китайцы подскажут дорогу.
Причина – языковой барьер. По словам путешественника, жители этой страны ни русский, ни английский, ни немецкий языки не понимают. Даже при помощи жестов с ними общаться очень трудно.
– Еще одна особенность острова – все ездят на электроскутерах (берегут природу), но никто не соблюдает правила дорожного движения. Причем, статистика аварийности крайне низкая. А дело в том, что каждый водитель придерживается разрешенной скорости – 40 километров в час, – говорит собеседник.
Интересно, что в этой стране преимущество на дороге имеет машина, а не пешеход. Если бы было иначе, создался бы транспортный коллапс. Из-за огромного количества народа движение бы просто-напросто остановилось.
– Удивило и понравилось, что в разных местах острова организованы специальные площадки, где китайцы даже пожилого возраста занимаются оздоровительными практиками, например йогой, гимнастикой. Одни танцуют народные танцы, другие – играют на национальных инструментах. Потрясающая атмосфера! Смотришь на эту картину и вдохновляешься.
Сянцай
Кухня Китая известна на весь мир. Жители Поднебесной любят приправы, которые подчеркивают вкусовые качества блюда и убирают лишние запахи. Полки местных рынков переполнены различными специями. Однако они не всегда приходятся по вкусу туристам.
– Завтракали мы всегда в отеле, а вот обедать и ужинать выбирались в город. Несколько раз трапезничали в разных кафе, однако везде еда была специфической. Как мне кажется, именно такой вкус имеет тухлое мясо. Как оказалось, виной всему – приправа сянцай – сушеная местная трава. Ее китайцы добавляют почти во все блюда, – рассказывает путешественник. – Эту специю местные очень любят, считают ее полезной. Интересно, что и официанты, и повара республики, увидев в своем заведении иностранного гостя, обильно посыпают еду этой травой. Но вот для туристов эта добавка на любителя, я бы сказал.
Спустя пару дней нашим героям, наконец, удалось найти заведение, в котором еда подавалась без сянцай. Однако эта специя все же присутствовала на столе, но уже в качестве соуса и сухой приправы.
– К слову, на весь мир известна и китайская медицина, поэтому мы с дочерью в обязательном порядке посетили ряд оздоровительных процедур. Прошли различные обследования и получили консультации не только у профессиональных врачей, но и народных целителей. Хорошо запомнил один их совет: легче болезнь предотвратить, чем ее лечить.
Богиня Гуанинь
Недалеко от Саньи находится крупнейший в Азии Центр буддизма «Наньшань». Парк представляет собой целый храмовый комплекс с великолепными ландшафтами. Он построен и спланирован с учетом основных положений фэншуй.
– Мы узнали об особенностях китайского буддизма, о народных и вековых традициях, а также смогли посетить храм золотой богини Гуаньинь. Ее скульптура сделана из бронзы и достигает высоты 108 метров. А это на 21 метр выше знаменитой нью-йоркской статуи Свободы!
Именно эта экскурсия запомнилась путешественникам больше всего. По их словам, в этом Центре царит благодушная атмосфера, гармония и покой. Но больше всего поразило муравленковцев своими масштабами трехликое божество Гуаньинь, созданное человеком. В сравнении с ним всё кажется не просто маленьким, а крошечным.
– Надеюсь, это не последнее наше путешествие в Китай, – отмечает Анатолий Павлович. – В следующий раз мы с дочерью хотели бы посетить материк и реализовать другую свою мечту – подняться на Великую Китайскую стену.
Валерия ЧИЖИК
Фото из личного архива Анатолия Грибанова