Книги, в которых нас приглашают стать свидетелями
Ушедший год был полон интересных и запоминающихся событий, в том числе и в книжноммире. В 2017 году вышли в свет два романа – «Текст» Дмитрия Глуховского и «Неизвестность» Алексея Слаповского. При всей внешней несхожести этих произведений их объединяет то значение, которое в них имеют записи, письменное отражение мыслей и поступков. И так получается, что написанное на бумаге или на экране смартфона может перевернуть всю жизнь человека или придать ей особый смысл.
Внутри смартфона
Главный герой романа «Текст» – бывший студент филфака МГУ Илья Горюнов, который возвращается домой после семи лет, проведенных в колонии. Его подставил сотрудник наркоконтроля за то, что Илья посмел вступиться за любимую девушку. После освобождения он намерен вернуться к той жизни, что оставил. «Они у тебя отобрали столько лет, но ты всё еще молодой. Мы всё наладим. Ты талантливый, у тебя ум гибкий, ты только не дай ему окостенеть, закоснеть. Не позволяй себе озвереть. У тебя защитный слой. Он всё отталкивает, всю мерзость», – поддерживала его мама. Но всё сложилось совсем не так. На воле он переживает потерю за потерей и решает отомстить человеку, из-за которого попал за решетку. И вскоре начинается его жизнь внутри смартфона, принадлежащего врагу. Ведь личный гаджет – это пропуск во внутренний мир человека, практически ко всем подробностям его жизни. А еще это возможность выдавать себя за другого, чем Илья и воспользовался. Неделю он «был» Петром, которого ненавидел. Но за это время его план мести и восстановления справедливости кардинально изменился… Так для читателя проясняется и смысл названия романа – ведь всю информацию о своем обидчике Илья находил в текстовых и почтовых сообщениях в телефоне. Отвечал на все сообщения тоже только письменно, потому что говорить не мог из-за риска разоблачения. Текст помог Илье выиграть время и многое понять. На чьей стороне правда, стоило ли герою довести свое дело до конца – автор позволяет эти вопросы решить читателю самостоятельно.
Наша справка
Дмитрий Глуховский – автор романов-антиутопий «Метро 2033», «Метро 2034», «Метро 2035», «Будущее», «Сумерки». Книги Дмитрия Глуховского становились национальными бестселлерами и переводились на европейские и азиатские языки. «Текст» - первый реалистический роман автора.
Родился Дмитрий в 1979 году в Москве, в семье поэта Алексея Глуховского. Учился в Иерусалимском университете. Радиоведущий, колумнист, военный корреспондент. С 2002 по 2005 год работал на европейском информационном телеканале EuroNews во французском Лионе, после чего вернулся в Россию и продолжил карьеру телекорреспондента на только что созданном Russia Today. За три года объездил полмира, побывал на космодроме Байконур, в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС, а также на Северном полюсе, откуда в июле 2007 года совершил первый в мире прямой телерепортаж.
«Текст»
«…Это чужое, не Ильи, но и пускай чужое. Своего нет и не будет.
Остается что? Остается – так.
Вышел в папку с видео. Отмотал в прошлое. Зацепился за ее лицо. Открыл – с отдыха. С какого-то моря. Плей.
Отмерзли волны, стал шуршать в динамике ветер, ожила под ветром осока высокая вдоль широкой белопесчаной полосы. Прыгнула закатная панорама. В кадре оказалась – Нина. Волосы сплетались, летели на этом ветру, она убирала их с лица, смеялась. Сидели на пляже, на полотенцах.
– Пойдем купаться? – спрашивал ее своим высоким голосом невидимый Петя.
– Если ты пойдешь, я пойду, – отвечала Нина.
– А телефон тут бросить?
– Ну и что. Меньше сидеть в нем будешь.
– У меня там вся работа!
– У тебя вот тут вся работа, – Нина тянулась куда-то пальчиком – к Петиному лбу. – В голове! Всегда! А ты сейчас на отдыхе! В от-пус-ке!»
Пять поколений одной семьи
«Неизвестность» Алексея Слаповского критики и читатели назвали «романом века». Роман – дневники пяти поколений одной семьи, в целом сложившиеся в своеобразную летопись от революции до наших дней.
Первые записи сделаны крестьянином Николаем Смирновым, который в 1917 году вернулся домой в село Смирново Акулинской волости с фронта без правой руки. Но левой он мог делать всё, а главное – писать. Первые записи – малограмотные, отрывочные – о разных событиях в жизни героя, позже в дневнике даже стихи появляются. А в конце фраза «Что со мной будет, неизвестно», датированная 1937 годом. Именно неизвестность объединяет всех героев романа.
Дневник отца продолжает сын Владимир Смирнов. Он повествует о собственной жизни уже в совершенно другую эпоху. У этого героя другие радости и печали, разочарования, любовные драмы, но всё та же неизвестность. Следующие поколения уже используют новые технические средства – диктофоны, компьютеры, но продолжают вести записи в дневнике. Он стал для них необходимостью, желанием оставить после себя след, как это когда-то сделал их предок. И в каждой такой записи читатель найдет много интересного и поучительного.
Автор сохраняет лексику и правописание героев, это позволяет увидеть, как они меняются – воодушевляются, разочаровываются, осмысляют происходящее. Здесь как бы нет ни одной мысли, ни одного слова самого автора книги – всё принадлежит людям, через их судьбы показаны реальные исторические события, характеризующие ту или иную эпоху.
Наша справка
Алексей Слаповский четырежды становился финалистом Букеровской премии, номинировались его романы «Первое второе пришествие», «Анкета», «День денег», «Качество жизни». Родился в 1957 году в Саратовской области. Выпускник филологического факультета Саратовского университета. Современный русский писатель, драматург и сценарист. Работал учителем, был корреспондентом телевидения и радио. Член Союза российских писателей, Союза театральных деятелей. В 2001 году переехал в Москву. Сотрудничает с телевидением и кино. Алексеем Слаповским написаны сценарии таких сериалов, как «Остановка по требованию», «Участок» и других. Первое его крупное произведение вышло в свет в 1990 году - роман «Искренний художник. Ненаписанный роман».
«Неизвестность»
«Товарищ Павка, три дня назад мой отец, Николай Тимофеевич, уехал с людьми, которые к нам пришли. Я не знаю, что об этом думать. Если он не виноват, то разберутся. А если виноват, тогда пусть будет по закону. Об этом страшно думать, но в газетах я вижу, что люди, которые всем казались честными, оказались последними врагами. Мне отец говорил всегда правильные вещи. Я сказал об этом Роману, но он сказал, что, если кто враг, он скрывается, он как раз будет говорить только правильные вещи. Он мне это сказал громко, на весь класс, чтобы все слышали. Чтобы не подумали, что у него со мной какие-то тайные разговоры.
Меня все обходят, будто я заразный. Я получаюсь виноватый, хотя ни в чем не виноват. Мне это стало так тяжело, что я никого из своего класса не хочу видеть. Я вчера пошел к директору Олегу Алексеевичу и попросился в другой класс. Но он вместо этого пошел со мной в класс и всем напомнил слова товарища Сталина: сын за отца не отвечает. И все обрадовались. У нас же хорошие ребята, отличные товарищи. Я тоже радовался, будто куда-то уезжал, а теперь вернулся».
Ольга ЧЁРНАЯ