Фронтовые дороги привели в Германию

19 марта 2018

Он прошел всю войну – с первых дней и до дня Победы. Она преодолела нелегкий путь, прежде чем попасть на фронт. Судьба соединила их в Германии – уроженцев Урала и Западной Украины. Именно там познакомились и навсегда связали свои судьбы военнослужащий особого отдела Леонид Краснов и вольнонаемная хозчасти Лидия Пархута.

 

«Там и узнали, что началась война…»

Родилась Лидия Себестьяновна в Западной Украине, в 1918 году еще входившей в состав Польши. Будучи одной из пяти дочерей крестьянина, она рано познала трудности жизни. Хорошее образование получить не довелось, родители дали окончить только пять классов церковно-приходской школы. Чтобы купить одежду и обувь, девочка с 12 лет работала на польских панов. Трудилась наравне со взрослыми: сеяли пшеницу, лён, выращивали овощи, собирали урожай.

В 1939 году Западная Украина вошла в состав СССР. Лидия вступила в комсомол, окончила курсы культработников и устроилась заведующей клубом в соседнем селе. Вскоре ее избрали секретарем комсомольской ячейки колхоза.

Вот как вспоминала о военных годах своей молодости Лидия Себестьяновна.

«…В субботу 21 июня 1941 года активная молодежь и комсомольцы ставили для односельчан спектакль в клубе. В это время в соседних селах банда националистов расправ-лялась с коммунистами и комсомольцами. К счастью, жених одной из активисток жил в соседнем селе и успел предупредить нас. Мы спрятались в сельсовете, который располагался в бывшем еврейском доме. Пытались дозвониться до района, но связи уже не было. Появившаяся на рассвете группа вооруженных людей начала окружать сельсовет…

В доме был подземный ход, который вел к реке за селом, благодаря этому нам чудом удалось спастись. До районного комитета комсомола мы добрались 22 июня. Там и узнали, что началась война…»

Первое военное задание, которое получила группа бежавших комсомольцев, – перегнать колхозный скот в тыл. Шли долго, питались чем придется. В основном подсолнухами и кормовой свеклой. Иногда попадались поля с картофелем, но чаще приходилось голодать. Переходили большие и маленькие реки, обычно вброд – по мостам навстречу двигалась техника и солдаты. Так в конце сентября они добрались до Сталинградской (Волгоградской) области, сдали скот в колхоз.

«…Нас обули, одели, расселили по избам. Оставшись работать в колхозе, собрали урожай, основную массу которого пришлось уничтожить – немцы наступали. На телегах увозили от фронтовой полосы зерно и снова гнали скот. Наступили холода, но мы продолжали двигаться по степи, уйдя далеко от фронта. Весной рыли окопы, пахали поля, снова перегоняли скот. Так дошли до Волги и остановились в каком-то селе, работали на ферме. Следующей зимой отправились рыть окопы. Было это под Сталинградом…»

Приходилось и прачкам оружие в руки брать

В марте 43-го Лидия попросилась на фронт. Определили ее вольнонаемной в банно-прачечный отряд 8-й гвардейской армии. В кратчайший срок прачка должна была найти оборудование для работы отряда: стиральные доски, ведра, баки, корыта. Отряд шел в двух-трех километрах позади действующего фронта. Останавливались обычно вблизи воды – на берегу озера, реки, возле колодцев. Солдаты приходили с передовой, мылись, переодевались и снова уходили в бой.

Зимой грели талый снег, бельё дезинфицировали в железных баках путем прожигания. Отдыхали по очереди на нарах в палатке. Приходилось прачечному отряду иногда и винтовки в руки брать. Не давали покоя налеты авиации, во время которых прятались где придется.

«…Однажды стояли около болота, – вспоминала Лидия Себестьяновна. – Началась бомбежка, и мы побежали в болотные кусты. Но место оказалось топкое – обратно выползали по-пластунски, многих вытаскивали палками и веревками». 

От Сталинграда Лидия дошла до немецкого города Лангенфельд. Там и встретила долгожданную Победу 9 мая 1945 года. Но домой не вернулась: входящий в состав 4-го гвардейского стрелкового Бранденбургского Краснознаменного корпуса 154-й отдельный полевой прачечный отряд был переведен в Хемниц. До 1947 года вольнонаемная Лидия Пархута работала в хозчасти, командовала бригадой пленных немцев.

Вскоре познакомилась с Леонидом Красновым из особого отдела, за которого вышла замуж. Брак Красновых был зарегистрирован в Германии 16 мая 1947 года отделом загс Консульского Бюро Политического Совета Советской Военной  Администрации. Осенью молодые супруги вернулись в СССР.

За свой нелегкий фронтовой путь Лидия Себестьяновна Краснова награждена медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и медалью Жукова.

Сотрудник особого отдела

Ее будущий супруг родился на Урале. После окончания трех курсов Асбестовского горного техникума в 1939 году двадцатилетний Леонид был призван в ряды РККА. В Великой Отечественной войне принимал участие с первого и до последнего ее дня. Почти все сведения о боевом пути Леонида Николаевича, которыми располагают его потомки, почерпнуты из военного билета и электронных копий наградных листов с сайта «Подвиг народа». Сам ветеран о войне вспоминать не любил.

Известно, что в 1943 году он вступил в Коммунистическую партию, был замполитом. В 44-м воевал на Карельском фронте в составе 326-го стрелкового Верхнеудинского полка 21-й стрелковой Пермской Краснознаменной дивизии, где 19 августа его представили к медали «За отвагу».

Не прошло и месяца, как 12 сентября 1944 года командир отделения старшина Краснов был представлен к еще более высокой награде.

Видимо, в этих боях Леонид Николаевич и получил ранение в правое плечо, отметка о котором, датированная 13 сентября 1944 года, стоит в его военном билете.

В составе родной дивизии он дошел до Германии. После Победы служил в особом отделе заведующим делопроизводством, работал с секретными документами. О характере своей последней службы супруг никогда не рассказывал Лидии Себестьяновне. На официальные запросы в военкомат его потомки получили ответ, что архивы с документами части, в которой служил их ветеран, засекречены.

Супруги Красновы всю жизнь прожили в уральском поселке Малышева Свердловской области, оставив после себя трех детей, шесть внуков и, на сегодняшний день, столько же правнуков. Глава семьи Красновых ушел из жизни в 1977 году. Лидия Себестьяновна пережила мужа намного, ее не стало в 2012 году в возрасте 95 лет. Их дочери Нонна и Надежда со своими семьями живут в Муравленко, семья сына – в родительском доме на Урале. Олег Леонидович, как и его родители, тоже служил в Германии, но это уже другая история.

Правнучка Красновых Полина Каштанова, ученица 9-го класса школы № 5, с детства гордится своими предками. Это они с мамой Ириной Александровной записали, навсегда увековечив для семьи, воспоминания Лидии Себестьяновны о военном прошлом. До конца жизни она с болью в сердце и слезами на глазах вспоминала то время. Именно благодаря ей, а не из книг и фильмов, потомки Красновых так много знают о Великой Отечественной войне.

Юлия СИДАРЮК

Фото из личного архива семей Красновых и Каштановых

Другие новости по теме:
Муниципальные правовые акты
Официальная информация
Баннер
Баннер
Баннер