Солнышко в руках. Особая забота – усилия педагогов и ежеминутный труд родителей

11 апреля 2018

«Ребята! Внимание! Скажите: «Сы-ы-ыр». Искренние и добрые улыбки детей озаряют кафе. Кадр. Еще кадр… И вот через пару секунд девчонки и мальчишки уже совсем не обращают на фотокорреспондента внимания. Общаются по-семейному. Добрая атмосфера. За одним столом и родители, и дети, и педагоги. Такой сюрприз-чаепитие для солнечных детей  был организован во Всемирный день людей с синдромом Дауна.

…Веселились дети от души. Педагоги не только приготовили для них массу развлекательных игр, но и окружили заботой каждого. А потом отправились в Центр детского творчества, где их уже ждали в творческом объединении для детей особой заботы – клубе «Надежда».
…Одиннадцатилетняя Елизавета Гриб посещает клуб, что действует на базе Центра детского творчества, вот уже пять лет. Девочка успешно занимается  по дополнительной общеразвивающей программе для детей-инвалидов. Она давно развеяла миф о том, что ребята с синдромом Дауна не способны к обучению.

В «Надежде»
– Лиза, я тебя жду! Как у тебя настроение? Конфету будешь? (Лиза кивает одобрительно – Прим. авт.). Давай начнем занятие с рисования песком, – с улыбкой приглашает к специальному столу ребенка педагог Центра детского творчества, руководитель клуба «Надежда» Ирина Ивченкова.

И вот девчушка рисует солнышко. Глазки. Улыбающийся ротик. Лучики. Солнышко получается  добрым-предобрым, бесхитростным, как и она  сама. Ребенок увлечен. У мамы Светланы появляется возможность побеседовать с корреспондентом.
– Лиза не только посещает школу, но еще и в клубе «Надежда» занимается  по дополнительной общеразвивающей программе. Что её больше всего увлекает? – интересуюсь.

– Так получилось, что после детского сада Лиза первый год обучалась на дому. Была очень слабенькой, на первых порах ей с трудом давались даже навыки самообслуживания. За год она замкнулась в себе, и педагогам пришлось с ней непросто. Благодаря нашим общим усилиям, вниманию и  профессионализму педагогов в обучении постепенно стали появляться первые успехи. Теперь она с удовольствием выполняет все задания, порученные учителем, – говорит Светлана. – Кроме того, вот уже несколько лет мы завсегдатаи клуба «Надежда». И за это спасибо Ирине Геннадьевне Ивченковой, ее доброте и душевной теплоте. Для нас это, действительно, надежда. Надежда на социализацию. Лиза здесь с удовольствием осваивает новые виды деятельности, и что немаловажно, общается со сверстниками.

ФизкультУРА
…Прошло 7–10 минут. Елизавета немного устала от творческой деятельности. Педагог плавно переключает ее на занятия физической культурой. Мячи, гантели… И вот уже снова ребенок с удовольствием повторяет задания педагога.
Помню, посещая первые занятия, Лиза чувствовала себя довольно зажато. Замыкалась в себе. Она могла всё время просидеть в сухом бассейне с шариками. Либо вовсе отказывалась переключаться с одного вида деятельности на другой. Постепенно мы наладили контакт при помощи современной музыки, через танцевальные движения. В этом году она начала немного разговаривать, уже односложно отвечает на мои вопросы. Многие достижения – это ежеминутный, ежечасный труд ее мамы.  Благодаря нашим общим усилиям теперь девочке интересно  многое – от домино до рисования и математики, – поясняет Ирина Геннадьевна.

«эР», «Шаа», Щйа»…
Переходим в кабинет психолога. Поясню, что в общеразвивающую программу входят как психологические, так и логопедические занятия. Психолог-логопед Олеся Семенюк строит свои занятия с Лизой в форме игр, которые развивают мелкую моторику, слух, зрение и речь. Для этого имеется масса специальных компьютерных программ и методического материала.
– Кстати, если у ребенка есть медицинские показания, то ему могут назначить зондовый массаж. Лечебные процедуры проводятся при помощи специального оборудования как в учреждении, так и на дому. Зондовый массаж мы тоже попробуем, а пока работаем согласно плану, – подчеркнула Олеся Семенюк.

 

А что после 18-ти?
Творческое объединение для детей-инвалидов клуба «Надежда» сегодня посещают 46 детей в возрасте от 5 до 18 лет. Диагнозы у всех разные, в основном это аутизм, психическое расстройство, синдром Дауна, детский церебральный паралич и другие. Но каков бы ни был недуг, главное – социализация. Чтобы после 18 лет человек особой заботы не замкнулся в четырех стенах дома.
– Радует, что взрослые люди с ограниченными возможностями здоровья могут посещать общественную организацию для инвалидов «Добрый свет», занимаются рукоделием, шитьем. Досуг организован и в других культурно-спортивных учреждениях города, а вот возможности для профессионального обучения нет, – говорит Ирина Ивченкова. – Знаете, необучаемых детей нет. Как показывает российский опыт, дети с синдромом Дауна могут получать такие специальности, как повар, программист, портной, актер. Они должны найти свое место в жизни, социализироваться, стать полезными обществу. И быть счастливыми!

Посещая первые занятия, Лиза чувствовала себя довольно зажато. Замыкалась в себе. Постепенно мы наладили контакт при помощи современной музыки, через танцевальные движения. В этом году она начала немного разговаривать, уже односложно отвечает на мои вопросы. Многие достижения –это ежеминутный, ежечасный труд ее мамы.
Ирина Ивченкова благодарит предпринимателей Светлану Евдокимову, Наталью Трегубову и Любовь Клёнову за постоянную спонсорскую поддержку  в организации развлекательно-спортивных мероприятий клуба «Надежда».

Музыкальное исцеление
Совсем скоро в Центре детского творчества  появится аппарат биоакустической коррекции головного мозга. Он будет приобретен на грантовые средства окружного конкурса департамента образования ЯНАО. Педагог-психолог, логопед Олеся Семенюк работает с детьми особой заботы несколько лет – проводит различные коррекционные занятия, способствующие адаптации и абилитации детей.
- Учеными доказано, что многие проблемы и недуги человека связаны с головным мозгом. На занятиях с использованием аппарата биоакустической  коррекции (БАК) мы можем добиться более качественных результатов по улучшению работоспособности головного мозга, снять напряжение и агрессивность, развить интеллектуальный и творческий потенциал ребенка, – рассказывает Олеся Семенюк. – Это инновационный программно-аппаратный комплекс, разработанный для немедикаментозного, неинвазивного лечения. Медицинскими показаниями могут быть нарушение внимания и памяти, импульсивность, гиперактивность, заикание, задержки психомоторного и речевого развития, а также аутизм, ДЦП, атопический дерматит, энурез и другое.

Что такое биоакустическая коррекция? Во время сеанса на голову ребенку крепятся чувствительные датчики. Они фиксируют импульсы головного мозга и преобразуют их в звуковые колебания. Через наушники ребенок слышит музыку, созданную работой собственного мозга. Специалист на мониторе видит импульсы головного мозга и может судить о мозговой деятельности. Звуковая дорожка способна благотворно влиять на работу мозга и корректировать ее, воздействовать на первопричину многих заболеваний. Словом, это лечебное влияние музыки  на деятельность мозга, психику и сердце.
Занятия начнутся после прохождения педагогом-психологом специального обучения и получения лицензии в Санкт-Петербурге либо в Москве.

Материалы Нины Гультяевой
Фото автора и из личного архива героев

Другие новости по теме:
Муниципальные правовые акты
Официальная информация
Баннер
Баннер
Баннер