Когда цейтнот бодрит. О мастерстве, доступном не всем
Здесь царит атмосфера творчества, в которой всё вертится подобно Меркурию – в невероятно быстром темпе. И чтобы попадать в ритм и звучать в унисон, эти ребята готовы на многое. Журналисты, редакторы, телеоператоры, корректоры, дизайнеры – одна большая творческая группа «Муравленко Медиа», команда, если уж совсем точно. В режиме «24 на 7» они ищут интересные темы, готовят самые «вкусные» материалы, чтобы каждый день муравленковцы могли увидеть свежую порцию сообщений в соцсетях, посмотреть по телевизору и послушать по радио очередной выпуск новостей, а по четвергам прочесть новый выпуск общественно-политической газеты «Наш город». Что наши люди думают о своей работе.
Антон Борисов, режиссер монтажа
– Круто ли ты попал на ТВ?
– Попал круто. И в то же время просто. На местное ТВ требовался оператор. Я пришел, попробовал, получилось, втянулся…
– У режиссера монтажа должен быть определенный склад характера?
– Важнее иметь опыт съемки. Большинство режиссеров монтажа – бывшие операторы.
– Хотел бы попробовать себя в кино?
– Да, конечно. В качестве кино-оператора больше, чем режиссёра монтажа.
– Программа, прямой эфир, интервью, «паркет» – что предпочитаешь?
– Могу быстро переключиться с одного на другое. У меня нет любимых форматов, лишь бы отснятый материал был хорошим. Но, с другой стороны, ситуации бывают разные, и оператор не всегда может снять именно то, что требуется. Тогда режиссеру монтажа надо применить кое-какие приемы. Азарт и в такие моменты появляется.
– А цейтнот раздражает или бодрит?
– Бодрит! Когда время поджимает, лучше работается, это здорово, такой драйв!
– В наш век доступности видеокамер и программ для монтажа чем может удивить профессионал?
– Профессионализмом. Сейчас, действительно, многие, например, видеоблогеры делают вещи интересные и достаточно высокого качества. Но только разница в том, что они занимаются тем, чем хотят. А на городском телевидении ставятся задачи – и это совсем другой расклад.
– А какая-то профессиональная деформация с тобой произошла за 20 лет в СМИ?
– Думаю, да. Вот я больше не могу просто любоваться природой… Когда вижу интересный «кадр», остальное мысленно убираю.
– Что необходимо творческому человеку?
– Видеть немного больше прекрасного вокруг себя, чем другие.
Татьяна Бойко, специальный корреспондент
– Татьяна, вы помните свой первый рабочий день на ТВ? Каким он был?
– В свой первый день на ТВ я была еще корреспондентом радио «Диалог». По техническим причинам радиостудия временно не работала, и чтобы не отправлять нас в вынужденный отпуск, «радийщикам» предложили поработать на телевидении, снимать сюжеты. Я отправилась на съемку репортажа о дорожно-транспортном происшествии. Записала много комментариев, получился хороший материал. Потом были другие сюжеты. В итоге через месяц редактор телевидения сказал, что я остаюсь работать на ТВ. Очень не хотела уходить с радио, но согласилась и никогда потом об этом не пожалела.
– Существуют ли границы в творчестве?
– Творчество журналиста безгранично. Можно снимать материалы в разных жанрах. Делать новые проекты. Искать интересных героев. Применять нестандартные приёмы в подаче того или иного материала. Журналист всегда должен быть в творческом поиске.
– Какие люди работают в «Муравленко Медиа»?
– Это люди, влюблённые в свою профессию. Творческие, талантливые, настоящие трудяги! Зритель или читатель видит только конечный результат. А ведь чтобы сделать интересную программу, репортаж, сюжет, статью, нужно выложиться на все 100 процентов. И когда тебе зрители или читатели говорят спасибо, ты понимаешь, что поработал не напрасно.
– Журналистика – та сфера деятельности, в которой вы видите себя через 10 лет? Не думали о смене профессии?
– Это очень больной для меня вопрос. Я понимаю, что в 50 лет я, наверное, не смогу бегать с микрофоном в руках, но и в другой профессии я себя не представляю. Мне кажется, я смогла бы работать редактором тематических или новост-ных программ, то есть не быть в кад-ре, но принимать непосредственное участие в процессе. Это мне тоже интересно.
– Каким было ваше самое запоминающееся появление в кадре?
– Я до сих пор помню свой первый прямой эфир, который удачным уж точно не назовёшь! (Смеётся.) Попался очень неразговорчивый собеседник, к тому же были неполадки с микрофоном, и мне из «монтажки» на пальцах пытались об этом сказать. Я ничего не понимала. К тому же закончились заготовленные вопросы. С трудом довела эфир до конца. Это было очень давно, но прямых эфиров до сих пор боюсь как огня.
– Лучший подарок в День ямальских СМИ – это...
– Лучший подарок в День ямальских СМИ – это получить статуэтку «Летящий голубь».
Владислав Дроботов, телеоператор
– Сегодня каждый второй, имея в телефоне камеру, мнит себя оператором. Чем отличается профессионал от любителя?
– Умением быстро оглядеть событие со всех, в том числе и необычных, углов, выделить суть и донести до зрителя информацию не-искаженной и полной. Хирург может провести операцию и перочинным ножом, но и лучший скальпель не поможет дилетанту.
– Сколько тысяч кадров надо снять, чтобы стать настоящим оператором?
– Один, изменивший жизнь людей в лучшую сторону. В любом случае, ты ученик всю жизнь.
– Как удивить зрителя?
– Дать ему возможность увидеть себя самого со стороны.
– Жизнь в кадре сильно отличается от той, что за его пределами?
– В верно выстроенном кадре – нет.
– Телевидение тебя изменило?
– Это точно. Во время просмотра фильмов иногда забываешь о сюжете и начинаешь оценивать построение кадра и достоверность диалогов.
– Какие сюжеты больше любишь снимать?
– Не делю на жанры. Интересна любая съемка, заставившая отойти от рамок, давшая новые впечатления.
– Что самое приятное в твоей работе, а какие моменты ты не любишь?
– Лучшее – это возможность узнать что-то новое, побывать в зале суда, не возлагая на себя обязанности судьи, посидеть в кабине машиниста, не пройдя годы обучения. Возможность не только наблюдать, но и помочь кому-то. Верная информация невероятно важна. Худшее –это думать, что творчество тоже может быть продуктом.
Юлия Сидарюк, корреспондент
– Переключиться с режима «газета» на режим «ТВ» было сложно?
– В какой-то степени да. Поскольку прежде я работала только в печатных изданиях, было страшновато начинать. Никогда не думала, что буду иметь какое-то отношение к тележурналистике. Помню свою первую съемку с оператором. Надо сказать, это было круто – будто детские мечты сбылись! А вообще, такой поворот событий стал неожиданностью для меня. Оказалось, что в «Муравленко Медиа» журналист должен быть многофункциональным. И в этом есть своя изюминка. Я пишу материалы в газету, делаю сюжеты и видеоинформации, даже порой заменяю фотокорреспондента. Это здорово на самом деле, когда можешь проявить себя в нескольких направлениях, показать, на что ты способен.
– Холодная ли ямальская журналистика?
– Если говорить о зиме, то меня ею особо не напугаешь. Я приехала из Зауралья, где каждую зиму бывают морозы за -40. Когда заменяла фотокорреспондента на Дне оленевода, даже понравилось утопать в сугробах по колено. Пришлось, ко-нечно, померзнуть, но без этого северный праздник не был бы таким колоритным.
– Как сохранить вдохновение в прекрасной форме?
– Я не знаю. Оно просто есть. Наверное, секрет в том, чем ты интересуешься, увлекаешься, что читаешь и смотришь – в общем, чем живешь. Именно это формирует личность. А какая личность, такое и вдохновение.
– Можно ли сказать, что журналисты, да и в целом работники медиаплощадок, живут на работе?
– Конечно, но в этом специфика нашей профессии. Мои коллеги работают как в выходные, так и в праздники. Несмотря на небольшие размеры, Муравленко удивительно насыщенный мероприятиями и событиями город. Поэтому без работы наш брат никогда не останется. Редакторы, мне кажется, даже дома трудятся. Организовать процесс работы редакции – это непросто.
– Как удержать внимание зрителя и читателя?
– В небольшом Муравленко, где все друг друга знают, наверное, какими-то эксклюзивными историями горожан. Но они непременно должны удивлять и восхищать.
– Формат – допустимое слово для творчества?
– Сначала хочется не согласиться с этим. Ведь творчество – это полет, а для него рамки не нужны. С другой стороны, уложиться в любой формат, суметь кратко выразить свою мысль, рассказать о чём-то – это тоже творчество. Это мастерство, доступное не каждому.
Анастасия ПОПОВА, Екатерина САПАРОВСКАЯ
Фото Дарьи Тюменцевой и из архива «Муравленко Медиа»