Сапёру ошибаться не дано. О чём молчали наши деды, мы узнаём только сейчас
Скупыми были рассказы наших фронтовиков о пережитом за годы войны. Ведь каждое воспоминание отзывалось болью в их сердцах. Пока отцы и деды были живы, мы не могли или не хотели бередить их душевные раны. И вот теперь, когда ответить на вопросы больше некому, спустя десятилетия, читаем электронные копии наградных листов на «Подвиге народа».
И, потрясенные, понимаем: насколько скромны они были в жизни мирной, настолько смелы и отчаянны в битвах Великой Отечественной.
Всю ночь по ледяному насту,
По черным полыньям реки
Шли за сапером коренастым
Обозы, танки и полки.
Их вел на запад по просекам
Простой, спокойный человек.
Прищурившись, смотрел на снег
И мины находил под снегом…
Эти строки из стихотворения фронтового корреспондента Семёна Гудзенко «Сапёр» 1942 года написаны будто про прадеда моей дочери Евы – уроженца Курганской области Александра Владимировича Еланцева.
Сын раскулаченного, лишенец, сирота. Еще до войны ему довелось пережить многое. В 30-е годы большую и зажиточную семью его отца сослали из родных краев в неизвестность. Там, в ссылке, погибли родители, младшие братья и сестры. Шестнадцатилетний Александр с 10-летней сестренкой Аней на руках бежал с места поселения домой, в свою деревню. Сам вырастил и выдал замуж сестру. А в июне 41-го одним из первых ушел добровольцем на фронт.
Той первой снежной зимой в составе Уральского 276-го отдельного лыжного батальона он защищал Москву от врага. В феврале 42-го батальон был переброшен на Калининский фронт. В тяжелых кровопролитных боях подо Ржевом рядовой Александр Еланцев был ранен, но вскоре вернулся в строй. Весной лыжный батальон расформировали.
В составе 17-го отдельного гвардейского саперного батальона 22-й гвардейской стрелковой дивизии участвовал в Ржевской битве. В ночь с 13-го на 14 сентября 1942 года в составе группы саперов рядовой Еланцев проделывал проходы через минные поля и проволочные заграждения фашистов.
Оставшись один, под ураганным огнем врага в одиночку разминировал дорогу: разрезал проволочное заграждение в 20 метров шириной, извлек 15 противопехотных и 9 противотанковых мин. На обратном пути вынес из-под огня раненого товарища.
За этот подвиг мой земляк был представлен к ордену Красной Звезды, который так и не получил, – награда затерялась в вихре войны. Лишь спустя 70 лет, узнав об ордене благодаря интернету, я сделала запрос в Центральный архив Министерства обороны. Ответ был: «Отметки о вручении награды нет». Она так и не дождалась своего героя…
В октябре 1942 года истощенная в боях за Ржев 22-я дивизия была переформирована во 2-й гвардейский механизированный корпус, в состав которого входил и 55-й отдельный саперный батальон Александра Еланцева. Первое боевое крещение корпус получил в боях под Сталинградом. А 17 июля 43-го начались бои за Донбасс.
В первую ночь наступления Александр, уже командир саперного отделения, со своими бойцами у села Дмитриевка – в самом трудном и ответственном для пропуска танков и колесного транспорта месте – оборудовал, как писал в ходатайстве о награждении его командир, «образцовую» переправу.
Через три недели в городе Сталино под автоматным огнем противника он производил разведку моста, по которому должны были проходить танки. За отличное выполнение этой боевой задачи Александр Владимирович получил от командования благодарность.
В апреле 44-го 2-й гвардейский корпус участвовал в освобождении Украины. На подручных средствах, под пулеметным огнем фашистов сержант Еланцев переправил через Днепр на правый берег 130 человек офицерского, сержантского и рядового состава с оружием.
В боях за город Николаев с саперами своего взвода он проделывал проходы в минных полях и проволочных заграждениях. Под шквальным огнем проводил за собой сквозь минные заграждения штурмовые отряды. За проявленное мужество и отвагу при выполнении боевых заданий старший сержант Еланцев был удостоен самой ценной солдатской боевой медали – «За отвагу».
В составе 3-го Украинского фронта корпус, где служил прадед моей дочери, участвовал в форсировании Дуная, в освобождении Будапешта, Вены. Победу встретили в Австрии. Побывав в самом аду той войны, он вернулся живым благодаря стойкости и смекалке – врожденным качествам русского крестьянина.
Мобилизовался он в ноябре 45-го. Путь сапёра, четыре года смотревшего смерти в лицо, лежал домой – в Зауралье. Сразу после войны Александр Владимирович женился, один за другим появились трое его детей. До самой пенсии работал плотником в строительных организациях Куртамыша. Был он мастеровым человеком, настоящим крестьянином. Сам построил добротные дома себе и сыну. Они до сих пор стоят, напоминая нам об отце, деде и прадеде, прожившем долгую, насыщенную событиями жизнь и ушедшему из нее в возрасте 80 лет.
Юлия СИДАРЮК
Фото из семейного архива Еланцевых