Это ясно как белый день: вопросы противопожарной безопасности никогда не утратят своей актуальности. Слишком беспощадная и непредсказуемая стихия – огонь. Слишком чудовищными и трагичными могут быть последствия его разгула. Тема личной безопасности не терпит ни бездействия, ни отлагательства, ни попустительства. И уж тем более головотяпства.
Сегодня по всей стране проходят масштабные проверки. Различные контролирующие органы инспектируют объекты с массовым пребыванием людей: торгово-развлекательные, культурные, образовательные, спортивные учреждения. Прокуратура, общественники, представители органов власти взяли тему на особый контроль.
В нашем городе также прошла череда всевозможных проверок, которые показали, в том числе и слабые стороны в этой жизненно важной теме. Одной из них, безусловно, можно считать бездействие отдельно взятых служб и должностных лиц, а также низкий уровень сознательности нас самих, когда речь идет о безопасности как таковой. Иначе как еще можно объяснить собственное бездействие в такой ситуации: знаем, что на цокольных этажах домов, где живем, за закрытыми дверями самовольно возведенных кладовок, по сути, таится «кот в мешке», но продолжаем спать спокойно. В соответствии с национальной традицией – пока не грянет гром.
Подвал, как известно, является неотъемлемым помещением любого здания и жилого дома. В нем находятся инженерные коммуникации, доступ к которым должен быть открытым для эксплуатирующих служб всегда. Однако – и это совсем не секрет – по факту подвалы сегодня используют зачастую не по назначению: там оборудуют бытовые кладовки, хозяйственные склады, где хранят чаще всего разный бытовой хлам – всё, что выбросить жалко.
В Муравленко, например, коммунальным службам известно о существовании 119 кладовок в цокольных этажах домов: 73 кладовки в домах, которые обслуживает «Городское хозяйство», и 46 – в домах, которые обслуживает «Жилищно-энергетическая компания». Вдумайтесь в эти цифры! Каждый из этих объектов несет потенциальную угрозу жизни и здоровью. Опасность ситуации в том, что, во-первых, самовольно занятые помещения никто и не стремился оборудовать в соответствии с требованиями противопожарной безопасности, хотя они есть и прописаны в Правилах пожарной безопасности РФ.
Во-вторых, что именно хранят владельцы кладовых за закрытыми дверями – никому доподлинно не известно, а это значит, что горючая среда может быть представлена самыми разными материалами, что делает распространение огня еще более непредсказуемым.
– Я теперь буду осуществлять контроль как раз за деятельностью управляющих компаний по освобождению незаконно занятых помещений, расположенных в подвалах или чердаках, – прокомментировал ситуацию муниципальный жилищный инспектор Владимир Гусев в беседе с корреспондентом «Муравленко Медиа». – Закон четко говорит о том, что в помещении такого характера не допускается хранить любые бытовые вещи, тем более легковоспламеняющиеся вещества, деревянные предметы. Мы же не знаем, что там, в подпольях, хранится! Может, это горюче-смазочные материалы – масла, тосол? Некоторые даже умудряются провести в кладовки электричество. Всё это чревато последствиями – для возгорания достаточно одного короткого замыкания.
В документации Госстроя (постановление № 170) четко прописаны правила и нормы технической эксплуатации жилого дома. Кладовок в подвалах, а уж тем более незаконно возведенных, быть не должно. По факту наблюдаем иное. И это при том, что жилищный документ действует с 2003 года. Получается, что работу по ликвидации незаконных кладовок в многоквартирных домах нужно было начинать еще 15 лет назад. Глядишь, проблема уже была бы снята.
В Муравленко, напомним, тема ликвидации незаконных кладовок была поднята городским руководством еще полтора года назад: тогда были выявлены все адреса, где есть подобные опасные объекты. Однако значительная часть из самовольно занятых помещений до сих пор находится в статусе «вне закона». ЖЭК выдал предписания собственникам кладовок только два месяца назад и дал срок для устранения в полгода, «Городское хозяйство» оказалось более требовательным – на ликвидацию кладовок оно дает их обладателям срок в 10 дней. Если за это время ничего не меняется, то вопрос передается в суд. А суд в любом случае обяжет собственника убрать кладовку, только уже уплатив 6 тысяч рублей – таков размер госпошлины.
Не будем искать ответ на вопрос, почему управляющие компании нашего города приступили к этой работе только сейчас. Лучше подумаем о том, почему сами собственники жилья, вроде бы, возмущенные незаконно «захваченной» подвальной территорией, никаких активных действий в направлении «за торжество справедливости и здравого смысла» не предпринимают? Снова уповают на чудо? И ждут волшебника, большого и сильного, который, если что, сам всё решит: и жизнь, если что, спасёт, и имущество сохранит.
Руслана РОДИНА
Фото из архива «Муравленко Медиа»