Террор не по-детски. Что делать, если ребёнка травят в школе?

10 мая 2018

У всех из нас есть одноклассники, которых не забываешь даже спустя много лет после окончания школы. Для моего друга – это его первая любовь, для сестры – сосед по парте, который давал ей списывать, а для меня –мальчишка Вася. Вместе мы проучились в начальной и средней школе. Но если в младших классах Васька был добрым и отзывчивым, то, взрослея, превратился в задиру и провокатора. Он старался насолить всем, кто был морально и физически слабее его. «Что за трансформация?» - думала я тогда. Оказалось, мальчишка стал жертвой буллинга, а затем и сам превратился в агрессора…

Буллинг. Это явление имеет долгую и отнюдь не самую приятную историю. Оно означает целенаправленное насилие над другим, более слабым человеком. Этой болезни может быть подвержен любой организованный коллектив.

– Сегодня все чаще встречается школьный буллинг. Он и широко распространён, и в то же время остаётся как бы невидимым. Мальчишки и девчонки абсолютно разных возрастов становятся объектами моральной травли. Такой негативный процесс наблюдается даже в детских садах. В школах же он набирает обороты и перерастает в серьезную и опасную проблему, которая может привести к трагическим последствиям. К слову, особо распространено это явление среди подростков, – отмечает Лейла Райх, педагог-психолог второй школы.

Травля бывает эмоциональной – насмешки, сарказм, игнорирование, и физической–избиение, а также пощечины, пинки, подножки, толкания.
Абьюз – кто он?

Психологическое давление на человекавсегда начинается, казалось бы, с безобидной шутки. Затем идут сплетни, различные оскорбления и непристойности, угрозы, шантаж.И так по нарастающей... Такие нерадикальные методы буллинга, если их не пресечь, со временем перерастают в настоящий террор, травлю. Здесь возникает вопрос – а кто затейник всего происходящего?

–Начинает травлю всегда кто-то один. Зачастую - чтобы утвердить свой авторитет или же просто развлечься. Остальные же дети, наблюдая за действиями агрессора, или иначе абьюза, либо их игнорируют, либо возмущаются и пытаются вмешаться, – говорит Лейла Гивиевна. – Самое опасное, если учитель или другой взрослый не вмешается в эту ситуацию, а жертва не начнет сопротивляться, настроение одноклассников и других школьников может измениться – они перестанут сочувствовать или замечать происходящее и подключатся к травле.
Психологи отмечают, что, в основном, буллеры – подростки, которые не получают достаточного внимания и любви от родителей. Тоска по этим чувствам вызывает у них сильную агрессию. Они все время стремятся самоутвердиться за счет других людей, доказывая свое превосходство. Если ребенок не выплескивает агрессиюна старших, он ищет подходящую мишень. Когда на горизонте появляется жертва, у абьюзера загораются глаза. И он добивается признания окружающих путем насилия и террора. Также детское  поведение «подогревается» гормональными бурями и психической нестабильностью.

Мишень агрессора

Жертвой буллинга может оказаться абсолютно любой ребенок. Но чаще всего таковыми становятся ребята, чем-то отличающиеся от своих сверстников: физическими данными, успехами в учебе, материальными возможности, внешним видом, семейным положением…Почему так происходит? Дети – в большинстве ярые сторонники конформизма, поэтому отвергают тех, кто не похож на толпу. Цветные волосы одноклассника или его трендовый пиджак многие ребята воспримут не как подростковое подражание моде, а как попытку человека выделиться среди остальных, якобы быть лучше. Этот сигнал и даст старт негативному явлению – буллингу.

–Нередко жертвой морального террора становятся новички в школе. Они волей-неволей отличаются от одноклассников – уровнем знаний, характером, манерой общения, так как долгое время находились в абсолютно другом коллективе. Сверстники, оценивая приезжего, видят в нем чужака и отвергают его, – рассказывает педагог-психолог. – Отмечу, что многие агрессоры сами являются или являлись жертвой давления. Быть может, со стороны родителей или же старшеклассников.
Заложником такой ситуации стал и мой бывший одноклассник Вася. Оказалось, что на протяжении года его терроризировали ученики старшего звена. Сначала они дразнили мальчишку за его внешний вид, а конкретнее, за яркие свитера, которые носил Васька. Их, к слову, вязала его мама. Потом отпускали злостные шутки по поводу роста моего одноклассника, называя его великаном. И так по цепочке…Мальчишка терпел, ничего не рассказывал ни дома родителям, ни в школе учителям. Точкой кипения, которая навсегда изменила Ваську, стал бойкот, который ему объявили товарищи из команды по хоккею. На это их подвигли всё те же старшеклассники. Вася сломался и обозлился на весь мир. И с началом следующего учебного года это он уже начал вести себя как буллер: нашел жертву и стал оказывать на нее психологическое давление.

Агрессия может быть индивидуальной или групповой. А объектом травли может быть как отдельная личность, так и группа школьников.
– Многие дети, подвергающиеся террору, стесняются об этом говорить. Поначалу они стараются не принимать происходящее близко к сердцу, абстрагируются от действительности, уверяя себя: «это всё происходит не со мной». Но когда ребенка уже загоняют в угол, он взрывается, и все копившиеся внутри эмоции, которые он так тщательно подавлял, вырываются наружу. Чтобы такого не произошло, нужно пресекать буллинг еще на самых ранних стадиях, – говорит Лейла Райх. – При этом важно знать следующее. Травля – болезнь коллектива. Чтобы ее изжить, необходимо принимать самые серьезные меры. Недостаточно отругать и наказать одного буллера, здесь требуется кардинальные перестройки отношений в группе. Родители и специалисты должны работать со всеми участниками этого негативного явления. К примеру, ребенку, который буллит других, внимания и помощи нужно уделять не меньше, чем тому, который страдает от буллинга.

Бороться должны все

Говорят, проблему проще предотвратить, чем искать пути ее решения. С буллингом всё обстоит точно так же. Профилактикой травли необходимо заниматься с самого начала обучения. Важно проводить классные и школьные часы, обсуждать болевые точки коллектива, совместно с педагогом или психологом пытаться их устранить. То есть взрослые должны помочь детям создать дружеские отношения в учебном мире, сделать их поддерживающими и позитивными. Если же момент зарождения буллинга упущен и травля уже началась, требуется иной подход.

– Жертвы буллинга меняются на глазах. Они замыкаются в себе или, наоборот, становятся агрессивнее, отдают предпочтение объемным вещам, интуитивно стараясь спрятаться от окружающего мира, а также, возможно, скрыть следы травли – синяки, царапины… Если родители заметили эти и другие «знаки», они должны немедленно забить тревогу. Важно понимать следующее – пока взрослые не вмешаются в ситуацию, буллинг не закончится. Именно от их поведения зависит, будет ли прекращена травля или нет, – отмечает психолог. – Главное – не давить на ребенка, не выпытывать у него информацию. Взрослые должны поступать хитрее, мудрее, аккуратно узнать то, что скрывает сын или дочка.
Второй шаг– вовлечение в ситуацию специалистов. Родителям жертвы необходимо обратить внимание классного руководителя и руководства школы на сложившуюся проблему. Учителя в свою очередь должны разобрать ситуацию и обязательно связаться спредставителями обидчика.

- Когда ребенок, ставший мишенью, увидит, что взрослые на его стороне, ему будет легче переживать проблему. Он без страха раскроет все карты и, возможно, даже назовет имена обидчиков.

На заметку родителям: последствия любой агрессии в адрес их ребенка необходимо фиксировать и хранить. Это могут быть рваная куртка подростка, угрожающие сообщения или оскорбляющие фотожабы, отправленные ему агрессором по телефону или в социальных сетях. Очень важно делать скрины страниц, доказывающих травлю подростка. Если буллер довел жертву до посещения врача, то у него следует взять справки об обращении за помощью. В дальнейшем все это можно использовать для юридической защиты своего чада.
- К проблеме нужно привлекать психологов и администрацию школы. Родители не должны бояться писать официальные жалобы, обращаться в вышестоящие инстанции. Если ситуация приобрела статус критичной, не обойтись без участия специалистов комиссии по делам несовершеннолетних и сотрудников полиции. Школьный буллинг может довести и до суда, - говорит Лейла Райх. - Если жертве был причинен незначительный вред, то, скорее всего, на родителей буллера наложат штраф, а самого несовершеннолетнего ждет постановка на учет. Когда психологическое насилие переходит в физическое, то отвечать по закону будет агрессор, но только в случае, если ему уже исполнилось 16 лет.

Закрывать глаза на малейшее проявление травли нельзя. Разрешить ситуацию– реально. Правда, сделать это можно лишь совместными усилиями. В противном случае буллингстанет явлением стандартным, цикличным и разрастающимся. Обычные школьники, оказавшиеся мишенью агрессора, будут превращаться в буллеров. А потом со временем сами начнут искать себе жертву…Таким образом, травля не закончится никогда.

Валерия ЧИЖИК
Фото Дарьи ТЮМЕНЦЕВОЙ

 

Другие новости по теме:
Муниципальные правовые акты
Официальная информация
Баннер
Баннер
Баннер