На защите Северных ворот стояли родные Елены Баймухаметовой
Шел 1944 год, когда 17-летнего уроженца Оренбургской области Заида Хамидуллина призвали на фронт. Война, с ее потерями и горем, близилась к концу. Самое страшное новобранец пережил во время прохождения краткосрочных курсов в Прибалтике, где по ночам орудовали вооруженные банды.
Испытание для мальчишки
В 41-м его отца Калея Хамидуллина на фронт провожала большая семья. Во время войны жена умерла, и пятеро детей остались совсем одни. Им пришлось очень тяжело, голодали. Выжили только благодаря своему трудолюбию да односельчанам, которые помогали кто чем мог. Отец вернулся с войны инвалидом и остался работать в родном колхозе.
Когда настал черёд Заида исполнить свой воинский долг, он был еще совсем мальчишкой.
– Дедушка рассказывал мне, что они прибыли в учебную часть, где накануне фашисты вырезали весь прежний состав, – вспоминает жительница Муравленко Елена Баймухаметова. – Стоял по ночам в карауле и не знал, встретит ли новый рассвет...
«Харрикейны» над Арктикой
…Иногда задумываешься: что бы было, если бы Красная армия не добила врага в его логове, а остановилась у своих границ? Наверняка сегодня об этом думают многие. Но в те годы самые разные страны сумели объединиться и вместе сражались с врагом против фашизма.
Уже 31 августа 1941 года в Архангельск прибыл первый конвой, состоящий из шести судов с военными грузами на борту. Техника разгружалась и тут же отправлялась на фронт.
Для сборки и испытаний английских самолетов использовался
Кегостров. «Харрикейны», собранные в его мастерских, участвовали в битве за Арктику с 1941 по 1944 год.
– Именно там, на Кегострове, они и познакомились с бабушкой после войны, – рассказывает Елена Александровна. – Встретились на танцах в клубе, куда ходили и летчики. Сначала бабушка на деда особого внимания не обращала, но он всё-таки покорил ее сердце. Они поженились, один за другим появились на свет трое сыновей, старший из которых – мой отец.
Как все семьи военных, Хамидуллины постоянно кочевали из одного гарнизона в другой. Служили на просторах Мончетундры, среди снежных величественных гор и глубоких озер в городе Мончегорске Мурманской области. В гарнизоне 174-го гвардейского Краснознамённого Печенегского истребительного авиационного полка имени дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова Заид Калеевич воспитывал молодое пополнение.
Первые рисунки – самолёты
После его выхода в отставку в 1969 году семья переехала в Уфу. Будучи пенсионером, ветеран вел активную переписку с однополчанами, разъехавшимися по всей стране. Воспитывал внучек – дочерей старшего сына.
– Можно сказать, что дедушка нас с Наташей вырастил, – с теплотой вспоминает детство Елена Александровна. – В моих детских воспоминаниях рядом со мной всегда дедушка и бабушка. Первыми рисунками были самолеты. Алгоритм их изображения я помню до сих пор. Взлетающий самолет изображен и на памятнике на могиле деда.
– Все военные песни мы, внуки, знали наизусть. Наше детство ими просто пропитано. Главная, конечно, «Первым делом самолёты», которую дружно исполняли 9 Мая и на всех семейных праздниках, – с улыбкой вспоминает Елена Александровна.
Спасал тюлений жир
Будущая супруга Заида Хамидуллина Лидия Сибирцева родилась и выросла в Архангельской области. Когда началась Великая Отечественная война, девочке было 13 лет. С мамой, маленькой сестренкой Галей и старшим братом Сашей они жили в районе Кегострова. Во время войны мать работала в госпитале санитаркой. После окончания семи классов Лидия устроилась в швейную мастерскую. Шила обмундирование для бойцов и командиров Красной армии. По ее рассказам, архангельским школьникам учиться было некогда, они много работали в колхозах, выращивали и собирали урожай, ягоды и грибы в лесу. Всё продовольствие отправлялось на фронт. Население же голодало…
Самое трудное время людям пришлось пережить зимой и весной первых двух лет войны. Жители Архангельска узнали непривычный вкус кайры и тюленьего жира.
– Сестра моей бабушки, которой во время войны было шесть-семь лет, рассказывала, как они, чтобы не умереть с голоду, прыгали по льдинам к стоявшим в порту американским кораблям, и американские матросы бросали им сверху туши тюленей, – рассказывает Елена Александровна. – Настолько сильно было чувство голода, что маленькие дети не боялись утонуть под льдинами Баренцева моря. По воспоминаниям тети Гали, тюлений жир, когда его плавили, имел очень неприятный запах, но благодаря этому продукту они выжили.
Фугаски на крышах Архангельска
Ко всем прочим бедам для жителей города добавилась еще одна: начиная с осени 1942 года фашистская авиация стала совершать налеты на Архангельск.
– Наша бабушка рассказывала, как они вместе с младшей сестренкой тушили на крыше фугаски. Страха не было, только огромное желание жить, выжить и дождаться Победы, – вспоминает внучка.
– Для меня самый главный праздник – День Победы. Мы каждый год выходим в строю «Бессмертного полка» на улицы Муравленко, – завершает свой рассказ Елена Александровна. – Работа по установлению судеб воевавших родственников продолжается, семейный архив постоянно пополняется новой информацией. Например, недавно мама меня удивила, рассказав, что ее дядя – Герой Советского Союза, имя которого носит один из детских домов в Уфе. Но это уже другая история, которую я обязательно когда-нибудь расскажу.
Юлия СИДАРЮК
Фото из семейного архива Хамидуллиных и Баймухаметовых