Двое домой не вернулись. В семье Талызиных на фронт были призваны отец и трое сыновей
Великая Отечественная война не обошла стороной и большую семью зауральцев Талызиных. Из пятерых взрослых мужчин семьи были призваны на фронт отец и трое его сыновей. Двое из них домой не вернулись, навсегда оставшись молодыми.
Братья Талызины – родом из Куртамыша, моего родного города. Их отец – выходец из духовного сословия царской России, прекрасно образованный, известнейший в наших краях врач. Мать – учительница математики, потомственная мещанка. Шестеро детей Талызиных и даже их внуки, родившиеся после войны от старшего сына Сергея, воспитывались няней. В большом доме на восемь комнат на территории больницы, где долгие годы жила семья, без кухарки и конюха не обходились.
На фронт – со школьной скамьи
Юный Борис ушел на фронт добровольцем прямо со школьной скамьи. В 41-м в составе 932-го стрелкового полка 252-й стрелковой дивизии оборонял от оккупантов землю своих предков – Калининскую (Тверскую) область. В 42-м участвовал в оборонительных боях за Ржев. В числе немногих Борис вышел живым из окружения подо Ржевом, чтобы всё же погибнуть под Сталинградом.
Преподававшего математику в педагогическом училище Павла призвали на фронт летом 1942-го. За полгода до этого 28-летний учитель женился на своей ученице. Ксана так и не дождалась мужа с фронта.
В составе 110-го гвардейского стрелкового полка 38-й гвардейской стрелковой дивизии Павел прошел славный боевой путь. В сентябре 42-го участвовал в Сталинградской битве (Борис находился совсем близко, возможно, братья даже виделись), в освобождении Дона, где 38-я дивизия разгромила наголову итальянскую дивизию противника, в боях на Курской дуге, в Донбасской стратегической наступательной операции с прорывом обороны противника и в освобождении Украины. В октябре 1943 года дивизию перебросили на Белорусский фронт.
Для первенца Талызиных Сергея военные годы сразу потекли по другому руслу, нежели для его младших братьев. Они-то перед войной не успели получить высшее образование, игравшее решающую роль при распределении призывников. Всегда хорошо учившийся, еще в школе увлекавшийся радио и азбукой Морзе Сергей в 1937 году с отличием окончил Ленинградский электротехнический институт по специальности «дальняя проводная связь». Новоиспеченный инженер-электрик по распределению попал в Челябинск. Работал инженером высокочастотной связи, начальником узла связи Южно-Уральского района электросетей и подстанций «Уралэнерго». За два года до начала войны с женой Клавдией и маленькой дочкой Леной переехал к родителям в Куртамыш, где стал преподавать физику и математику в школе.
Оставив дома беременную жену и маленькую дочь, 28-летний Сергей ушел на фронт 30 июля 1941 года. При распределении учли его образование, опыт работы и отправили на Дальний Восток – прокладывать линии связи.
К сожалению, родившийся до срока «новый Талызин», которого назвали Яковом в честь деда, уже находившегося на фронте, прожил короткую жизнь. Малютка умер от менингита в возрасте 6 месяцев.
«…Пока я могу только мечтать о встрече, делать то, что делаю уже три года. Может быть, к весне кончится война… Живи пока спокойно, толстей и отдыхай, сколько сможешь. Люби и жди, пока можно. Я делаю то же. Как я хочу встретиться! Терпения всё меньше с каждым днем. Ну да ты должна и так понимать это. Написано, наверное, скверновато, но я уже отработал 27 часов подряд, и через четыре часа снова на поезд. Привет Ленке, родителям, всем! Крепко-крепко, много и всю целую. Спокойной ночи! Кажется, сейчас это самое главное…» (январь 1944 г.).
«Здравствуй, Клавушка! Вчера получил письмо и сегодня пишу. Видишь, какая аккуратность и рвение. Жив и здоров, работаю и только поэтому некогда скучать. Твоих писем не получаю давным-давно, но надеюсь иметь их, хоть и с большим опозданием. В степи сейчас хорошо. Трава, цветы и небывалые по здешним местам грозы и дожди. Страшенно хочется знать, как живешь ты и вы. Наверное, ты уже в отпуске. Вот хорошо бы быть с тобой в это время вместе. Впрочем, это во всякое время хорошо. Пиши всё-таки побольше и почаще, рано или поздно письма эти я получу. Скоро, наверное, вернется с фронта папа (рассчитываю на конец августа или сентябрь). Передай всем приветы, особенно родителям и Ленке, конечно. Крепко, премного целую. Весь твой Сергей» (июль 1945 г).
В августе 45-го началась война с Японией, и Сергей проявил себя в составе 36-й армии. По словам профессионалов, линии связи – настоящие нервы войны. Ценой невероятных усилий и огромных потерь военные связисты обеспечивали управление войсками во всех крупных битвах. Под жестокими бомбежками и арт-обстрелами они смогли протянуть их до самого логова врага, обеспечив этим нашу Великую Победу.
...Проводная связь в районе городов Маньчжурии и Хайлара часто выходила из строя от огня противника. Инженер-капитан Талызин в ответственные моменты лично выходил с группой связистов на устранения повреждения и под вражеским огнем восстанавливал разрушенные линии связи. Проявил исключительную находчивость и инициативу. Не считаясь с опасностью и отдыхом, делал всё от него зависящее, чтобы связь работала бесперебойно... Достоин правительственной награды – ордена Красной Звезды.
Демобилизовавшись в феврале 1946 года, полтора месяца добирался Сергей Яковлевич из города Чанчунь в родное Зауралье. После войны у Леночки появились еще две сестренки и брат. Сергей Яковлевич все последующие годы работал учителем, директором средней школы, заведующим районным отделом народного образования, заместителем председателя райисполкома, директором педагогического училища. Всю жизнь он и Клавдия Петровна, преподававшая в школе русский язык и литературу, пользовались большим уважением и любовью своих учеников, студентов, коллег за присущие им профессионализм, душевность, чуткость и понимание. До сих пор все, кто помнит супругов Талызиных, говорят о них с восхищением и теплотой.
Юлия СИДАРЮК
Фото из семейного архива Талызиных