Ольга Меркушева: «Мой дед Пётр Смирнов был счастливчиком…».
– Родители моей мамы – Конкордия Евгеньевна Лаврова и Пётр Дорофеевич Смирнов – познакомились до начала Великой Отечественной войны. Многое им довелось пройти бок о бок, – рассказывает педагог-психолог ЦСОН Ольга Меркушева. – Их жизненный путь, как и у большинства в те лихие времена, был непростым, пронизанным болью, горечью потерь, холодом и голодом…
Дедушка Пётр Дорофеевич родом из Омской области. Он появился на свет в Тарском районе в 1915 году в семье репрессированных родителей. Семья была многодетная. В 30-е годы их разобщили, дедушку, его сестру и брата развезли по разным уголкам страны. Они остались сиротами. Дед окончил девять классов, работал в селе.
Бабушка Конкордия родилась в 1918 году в селе Асеевке Пензенской области, в большом имении Лавровых. Её отец Евгений был священником, возглавлял приходскую школу. По рассказам родственников, был рукастым, как в старину говорили. Держал свою маслобойню. Слыл отличным семьянином, хозяином. Во времена гонений они большой семьей оказались также в Сибири, в Омской области, где моя бабушка Конкордия за год-полтора до начала войны и встретилась с дедушкой Петром. Молодые поженились. В 41-м
у них родился первенец. Перед самым началом войны супруги переехали в город Балашиху Московской области, где проживало много родственников по линии бабушки.
…Уже в первые дни войны Пётр попал на фронт, в артиллерийские войска. Конкордия, несмотря на то, что имела маленького сына, вынуждена была работать. Трудилась какое-то время разметчицей на авиационном заводе в Московской области. Позже предприятие перевезли в Томскую область. Выживала она, как могла, продолжала работать. Очень переживала за Петра, так как связь с ним прервалась.
О боевом пути деда мне практически ничего не известно. Знаю, что он принимал участие в одном из ключевых сражений Великой Отечественной войны – в Курской битве, длившейся с 5 июля по 23 августа 1943 года. Дошел до Берлина. Присутствовал при водружении знамени Победы над Рейхстагом.
Думаю, что Пётр Смирнов был счастливчиком. Пройдя ожесточенные бои, он остался целым и почти невредимым. Если не считать того, что он в одном из боев на Курской дуге лишился одной фаланги на пальце.
Помню, дед рассказывал, как гибли люди не только от пуль, но и от невыносимых, суровых морозов. Описывая бои, говорил, что люди просто примерзали своими шинелями к стенкам окопов. Некоторых бойцов приходилось буквально отдирать вместе с мерзлой землей и глиной. Многие просто не просыпались, умирали во сне от холода.
…Вернувшись с войны в Балашиху, Пётр долгие годы был довольно замкнут, малообщителен. Они наконец-то встретились с супругой. Жили скромно, в комнатушке в большой коммунальной квартире. Там же родилась моя мама. После её рождения они снова переехали в Омскую область. Дед окончил бухгалтерские курсы, работал в селах, где поднимали целину. Семья росла. Конкордия родила еще двоих сыновей. В 70-м году моя бабушка, труженик тыла, трагически погибла. Только старший сын к тому времени уже жил самостоятельно. В силу разъездной работы дедушке с младшими детьми приходилось жить в крайне тяжелых условиях. Глинобитные, холодные дома с земляным полом, бытовая неустроенность. Единственным утешением тогда для него стало чтение книг.
…Пётр больше так и не женился. Любил свою Конкордию очень. Один поднимал детей, дал им образование, дарил заботу и внимание.
Я бережно, по крупицам собираю и храню историю нашей семьи. Надеюсь, что мне удастся поработать с архивами и в жизненной летописи Лавровых и Смирновых появятся новые странички.
Записала Нина ГУЛЬТЯЕВА. Фото автора