После ранений снова и снова возвращались в строй.
Живой, но весь израненный вернулся с войны Иван Андреевич Щербаков - дедушка их мамы. Погибли в боях Пётр и Михаил Семибратовы – прадедушка и дедушка их папы. В семье не осталось воспоминаний вернувшегося с фронта предка. Утрачены со временем фотографии отца и сына Семибратовых, в честь которых названа улица в их родном селе. Но память о героях, отдавших свои жизни за благополучие будущих поколений, будет жить вечно.
Потомственный защитник Родины
Иван Андреевич Щербаков родился в старинной казачьей станице Ищёрская в Наурском районе Чечено-Ингушской АССР. Родители его, принадлежащие к казачьему сословию еще царской России, были строгими и работящими людьми, потому и сын вырос трудолюбивым и дисциплинированным.
На фронт защищать от нашествия гитлеровцев родной Кавказ потомственный воин отправился еще 17-летним. В феврале 42-го уже участвовал в боях. Всю войну Иван провел в составе Северо-Кавказского фронта. Был трижды ранен – в ноябре 1942 года, в августе 43-го и январе 44-го. Несмотря на ранения, находился в строю, сражался с врагом на передовой. А в апреле 1944 года, в боях при форсировании реки Курка в районе ингушского города Малгобек, боец стрелковой роты 327-го гвардейского горно-стрелкового полка 128-й гвардейской горно-стрелковой Туркестанской дивизии отдельной Приморской армии Северо-Кавказского фронта Иван Щербаков отличился особо.
Из наградных документов:
«В боях при форсировании реки Курка за хутор Красный Октябрь товарищ Щербаков первым ворвался в расположение противника. В неравной схватке уничтожил восемь гитлеровцев. Продвигаясь вперед, связкой гранат товарищ Щербаков уничтожил расчет станкового пулемета.
За проявленное мужество, храбрость и отвагу достоин правительственной награды ордена Славы III степени».
– Папа говорит, дедушка не любил о войне вспоминать. Наградные документы мы нашли на сайте «Подвиг народа». Нам известно только, что он служил в разведке, хоть в документах и указан как рядовой стрелкового полка. И что с войны вернулся в офицерском звании. С бабушкой он прожил пусть и не долгую, но очень счастливую жизнь. Дедушка всегда мечтал женить сына по старинным казачьим обычаям, как полагается: чтобы молодых вез не автомобиль, а конная упряжка. Но его мечта так и не осуществилась, – с сожалением рассказывает внучка героя Татьяна Николаевна Семибратова. – Ранения не давали ему покоя и после войны. Осколок подошел слишком близко к сердцу… 16 августа 1971 года, когда мой папа служил в армии, дедушка Ваня умер от сердечного приступа. Наш сын Ваня внешне очень похож на прадеда, да и имя носит его.
Отец и сын
Воевал еще в Гражданскую прапрадед молодого поколения Семи-братовых со стороны отца Пётр Васильевич Семибратов. Через полгода после начала войны 38-летний комбайнер колхоза Ильича Калининского района Акмолинской области Казахской АССР был призван на фронт. За два года он не раз попадал в госпиталь, но после каждого ранения вновь возвращался в строй. Последнее письмо родным было отправлено им из госпиталя в Ельце 14 декабря 1943 года. А 1 февраля 44-го гвардии рядовой 52-й гвардейской стрелковой дивизии Пётр Васильевич Семибратов был убит в бою под селом Андроново Невельского района Калининской области. Похоронили его в братской могиле на окраине села Михальцево того же района.
Одна за другой пришли той зимой похоронки на станцию Старый Колутон. Надежда Павловна Семи-братова потеряла не только мужа, но и сына…
Задание разведотряд Михаила Семибратова выполнил, но все семеро бойцов пали в бою у села Савичи Шепетовского района Житомирской области. Похоронен их командир на кладбище украинского села, за которое отдал свою молодую, полную надежд и мечтаний 19-летнюю жизнь.
Ноябрь и декабрь 1943 года на Правобережной Украине были месяцами ожесточенных боев с немецкими войсками. Бойцы 1-го Украинского фронта мужественно отражали яростные атаки крупных сил танков и пехоты противника. Были дни, когда немцы бросали в атаку одно-временно сотни танков, среди которых были «тигры» и «пантеры».
Юлия СИДАРЮК
Фото автора