Экологично + экономично. Дороги на промыслах строят по инновационным технологиям
На Крайнем месторождении «Газпромнефть-Муравленко» в рамках опытно-промышленных испытаний построен один километр дороги с применением стабилизированного технологичного грунта «Брит». Новая технология позволяет не только строить дороги, но и вовлекать во вторичную переработку отходы нефтедобычи.
«Газпромнефть-Муравленко» первым среди дочерних обществ «Газпром нефти» опробовало строительство дорожного покрытия по инновационной технологии. Уникальную рецептуру стабилизированного технологичного грунта «Брит» разработали специалисты «Газпромнефть-Битумные материалы» и дочернего актива «НОВА-Брит». Проект реализуется также при содействии экспертов Блока разведки и добычи «Газпром нефти» и Научно-технического центра компании.
«Порядка 5 лет назад на Крайнем месторождении был опыт строительства в рамках ОПИ участка дороги по схожей технологии, но только с применением импортных материалов и привозного щебня, что делало технологию дорогой в реализации, – поясняет руководитель проекта Николай Иванкин. – Сейчас мы выполняем работы по строительству опытно-экспериментального участка с применением грунта «Брит», разработанного группой компаний «Газпром нефть». Этот грунт получен посредством смешения местного минерального грунта, побочного продукта при строительстве скважин и собственных разработанных стабилизирующих добавок. Также впервые в России для строительства дорог «Газпром нефть» использует отходы бурения взамен каменных материалов».
Смесь, из которой строится дорога, готовится на месте. Сначала обеспечивается устройство песчаного полотна, или нижнего слоя будущей дороги. Далее завозится побочный продукт при строительстве скважин, перемешивается с местным грунтом. После этого методом холодного ресайклинга прямо на дороге компоненты смешиваются с добавлением комплексной добавки «Брит», которая не только связывает все материалы, но и ускоряет набор прочности и обеспечивает упругие свойства покрытию. Дорожная одежда стабилизируется и укрепляется специальной техникой, в течение последующих 3-5 дней набирает необходимую прочность. В результате – надежное покрытие, твердое и ровное, которое способно будет выдерживать и погодные воздействия – дождь, холод, и движение высокотоннажного транспорта.
В опытно-промышленных испытаниях были задействованы различные специалисты. В частности, представители СибАДИ осуществляли научное сопровождение опытного участка, проверяли специальным оборудованием несущую способность основания и упругость дорожного полотна через каждые сто метров.
«Чтобы внести любой новый материал в дорожную отрасль, необходимо знать его механические характеристики. Узнать их из лабораторных испытаний не всегда возможно, поэтому необходим полевой контроль качества и полевые научные исследования», – подчеркнул инженер-исследователь СибАДИ Александр Лунев.
Помимо этого, специалисты буквально по часам отбирали пробы образцов грунта и отправляли на исследование. Это необходимо для достоверности проведенных анализов.
«Взятые образцы в аккредитованном испытательном центре проверяются на прочность, сжатие, изгиб, водостойкость и морозостойкость. Все эти показатели должны соответствовать нормативным документам и ГОСТам», – пояснил директор «Сибирского инновационного дорожного центра» Евгений Бедрин.
Специалисты помимо всего отмечают ряд других преимуществ внедряемого проекта. Среди них: отсутствие импортных составляющих; покрытие имеет ускоренный набор прочности; нет необходимости устройства дополнительных защитных слоев покрытия; отказ от использования в составе привозных каменных материалов и другое. Реализация проекта повысит уровень эксплуатационной надежности автомобильных дорог. Уникальность этой технологии еще и в том, что её возможно применять в зимний период. Плюс ко всему проект имеет высокую экологическую эффективность. За счет применяемой технологии компания снизит объем территорий для накопления отходов бурения, затраты на рекультивацию земельных участков. Сам технологичный грунт «Брит» не является токсичным продуктом, при этом также не загрязняет почву и воду токсичными химическими соединениями и относится к классу веществ малоопасных.
Как сообщил Николай Иванкин, на участке проводились экологические тесты с привлечением специализированных научных институтов, результаты которых говорят о соответствии всем экологическим параметрам.
Опытно-промышленные испытания по устройству нового дорожного полотна на Крайнем месторождении завершены. Через год эксплуатации специалисты проведут соответствующий мониторинг дорожного покрытия после зимнего и весеннего периода эксплуатации, а также экологическую экспертизу. И в случае успеха «Газпром нефть» будет тиражировать технологию на другие активы компании.
Нина Гультяева
Фото предоставлено УКК «Газпромнефть-Муравленко»