Учитель, перед именем твоим... Быть для детей педагогом, наставником, другом

5 октября 2018

Это не просто профессия, это действительно призвание и признание. Ведь многие из нас, еще будучи подростками, выбирали и выбирают свой жизненный путь только благодаря влиянию личности любимого учителя. Да, не каждый стал педагогом, но выбрал ту сферу, которую полюбил в школе: нравилась математика – стал экономистом, уроки литературы привели на факультет журналистики, черчения – в строительный техникум. А любовь к предмету способен привить только учитель.

Кумирами для своих учащихся являются и молодые учителя четвертой школы Евгений и Александра Ахмадышины. Он – учитель информатики, она – английского языка. Он привык иметь дело с точными цифрами и программами, она же четким формулам на экране компьютера предпочитает вербальное общение. И это еще раз доказывает, что противоположности притягиваются и удачно дополняют друг друга в жизни и на работе.

Они оба выросли в Муравленко. Он окончил первую школу, она – вторую, но встретились уже в четвертой, будучи молодыми учителями. Александра Юрьевна с детства мечтала стать учителем, Евгений Радикович пошел по стопам старших: его мама и бабушка вели уроки биологии, и мальчик, которого часто не с кем было оставить дома, сидел на их уроках, рисовал в альбоме и невольно слушал диалоги педагога и школьников.

– Я знала, что буду учителем, но долго не могла определиться с дисциплиной, – говорит Александра Ахмадышина. – В Муравленко всегда было хорошо развито дополнительное образование, поэтому я любила и черчение, и математику, и иностранные языки, и физкультуру. Выбор в пользу английского пал только из-за моего любимого учителя. После окончания университета я работала в Белгороде, потом вернулась в родной Муравленко. Меня всегда тянуло домой.

Евгений Ахмадышин в этом году стал победителем «Педагогической симфонии» и достойно представил Муравленко в окружном этапе конкурса профессионального мастерства. Александра Юрьевна совмещает преподавательскую деятельность с должностью заместителя директора по научно-методической работе. Мы предложили педагогам «поговорить» не с нами, а прокомментировать цитаты великих философов, педагогов и писателей о воспитании и образовании подрастающего поколения.

Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом. (Сенека)

Евгений: В первые два-три года в школе действительно сложно работать. Впрочем, нет такой работы, где с самого начала всё гладко и легко складывается. Я и сейчас помню свой первый урок. Мне дали восьмые классы. Во-первых, тогда еще я никого из своих подопечных не знал, поэтому сильно волновался. Во-вторых, пытался за урок дать детям максимум информации, которую мы сейчас изучаем в течение четверти, а то и полугода.

Всегда волнительно знакомиться с новыми детьми в классе, а с целым новым классом – тем более. Неловко от того, что ни они, ни я еще не понимаем, как лучше нам общаться: официально или по-дружески, на какие темы можно шутить, а какие лучше обойти. Поэтому я считаю, что самое сложное – найти подход к детям. Одно неосторожное слово, необязательно обидное, и ребенок замкнется, завоевать доверие уже будет сложно.

Но профессия педагога была и остается престижной. Ведь работать учителем – значит постоянно находиться в тонусе, повышать квалификацию, расширять свой кругозор – чтобы не ударить в грязь лицом в первую очередь перед учениками. Наши воспитанники – это дети цифровых технологий и гаджетов. С ними легко находить общий язык только если ты в теме: понимаешь этот цифровой сленг, разбираешься в возможностях их телефонов, планшетов и компьютеров.

Ребятам среднего звена на уроке нужен учитель-товарищ, который может и пожурить, и поддержать. А с 9-го класса необходим именно авторитетный наставник. Я считаю, что мужчине сложнее работать педагогом, нежели женщине: нам тяжелее сдерживать эмоции.

Александра: Скорее наоборот. Женщине сложнее сдерживать свои эмоции, поскольку мы всё принимаем близко к сердцу.

С каждым годом всё сильнее ощущается возрастной разрыв между мной и моими учениками, и я понимаю, что отстаю от них, не всегда понимаю, о чем они говорят. К тому же мне непросто бежать за техническим прогрессом, а без цифровых технологий в нашей работе никак. Стараюсь быть в теме. Хорошо, что муж в этом вопросе помогает.

Я горжусь своей профессией, потому что вижу результаты своего труда. Если говорить о том же воспитании, то приятно, например, осознавать, что мне удается достучаться до ребенка, объяснить ему какую-то истину, и он меняется, пересматривает свои взгляды.

Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера. (Д. Дью)

Александра: Сегодня невозможно строить уроки так, как это было, допустим, еще лет пять назад. Жизнь быстро меняется, и дети это чувствуют: они активные, и от педагогов требуют активности. Они раскрепощенные, им нужно выговариваться, их должны слушать. Ребята любят работать в парах, оценивать друг друга. Система образования подстраивается под их запросы, и инфраструктура школ педагога в этом обеспечивает.

Евгений: Моя дисциплина – самая быстро развивающаяся, а я знаю, что в некоторых городах информатику преподают так же, как лет 20 назад: пишут программы на тех языках, которые уже давно никто не использует и использовать не будет. Эта работа не даст потом никакого результата.

Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста. (А. Эйнштейн)

Евгений: Однозначно. Школа должна научить ребенка мыслить, расширять кругозор – заложить ядро в виде общей информации, необходимой для дальнейшей жизни и учебы. А как ребенок этим дальше воспользуется, решать ему самому. Давать углубленные знания не входит в задачи школы.

Александра: Она учит сравнивать, анализировать. Вернее, предоставляет поле деятельности, чтобы развивать эти качества. Поэтому педагоги сейчас не просто дают знания детям. Задача учителя – научить искать пути решения. Всё, конечно, зависит от индивидуальных способностей детей, поэтому перед начальной школой родителям предлагают на выбор школьную программу, по которой будет учиться ребенок. 

И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно. (Л. Н. Толстой)

Евгений: И уроки информатики – тому подтверждение. В первую очередь – это    кибербезопасность и безопасное поведение в социальных сетях и на незнакомых сайтах. Особенно остро сегодня стоит вопрос виртуального общения, когда дети ввиду своей наивности переписываются с незнакомцами, даже не предполагая об их намерениях. Где, как не на уроках информатики, объяснять ребятам о безопасности в Сети? Регулярно напоминать об основных правилах, которые должен знать каждый пользователь интернета?

Александра: У нас на уроках английского языка доминирует воспитание толерантности, эта тема сегодня в обществе стоит не менее остро. В городе проживают представители многих национальностей, и не всегда все дети готовы принять чужую культуру. Наше общение позволяет взглянуть на это разнообразие именно как на калейдоскоп – множество ярких элементов, составляющих одно целое.

Речь, конечно, не только о толерантности. На уроках мы говорим обо всём, что происходит вокруг нас, только на английском языке: о добре и зле, об уважении, о дружбе и любви. 

Зульфия ФАРВАЗОВА
Фото Юлии Сидарюк

 

Другие новости по теме:
Муниципальные правовые акты
Официальная информация
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер