Энергия спасения. Медсестра Людмила Мокан 26 лет возвращает к жизни и выхаживает тяжелобольных
Людмила Мокан работает в отделении анестезиологии и реанимации городской больницы почти три десятка лет, но, несмотря на это, на улицах старшую медицинскую сестру узнают нечасто. Человеку в критическом состоянии не до тех, кто хлопочет вокруг в масках и белых халатах. Там, в реанимации, цель одна – выжить.
– Может, и к лучшему, что нас редко узнают бывшие пациенты, – считает Людмила Георгиевна. – Не каждый человек захочет вспоминать тяжелые моменты жизни. И это правильно.
На Север привел дух авантюризма
Супруги Мокан приехали в Муравленко из Молдавии еще на заре 90-х. Окончившая на родине Бендерское медицинское училище Людмила начинала работать в детском отделении Муравленковской больницы, поскольку получила образование медицинской сестры детского профиля.
– По натуре я всегда была азартным человеком, авантюристкой, на одном месте мне не сиделось, хотелось чего-то большего. То мечтала отправиться на Чукотку, то в южную какую-нибудь страну, – с улыбкой вспоминает о юности Людмила Георгиевна. – В Муравленко мы приехали к брату мужа, причем не столько за деньгами, сколько за северной романтикой.
Проработав чуть больше года в детском отделении, она прошла в Тюмени курсы и следующие пятнадцать лет работала медицинской сестрой-анестезистом в отделении анестезиологии и реанимации Муравленковской городской больницы. С 2005 года Людмила Георгиевна Мокан – старшая медицинская сестра этого отделения.
Хотела стать учителем
– Когда пришло время вступительных экзаменов, я очень старалась их «завалить», – со смехом вспоминает моя собеседница. – Но и совсем невежей показаться тоже не хотелось. Вот и получилось, что пришло письмо о зачислении, и вопрос был решен.
На первых двух курсах Людмила училась в молдавской группе, на третьем попросилась в русскую. Не могла воспринимать медицинские термины по-молдавски. Ей говорили, что не справится, начнет отставать, но целеустремленная уже в юном возрасте девушка окончила Бендерское медицинское училище без троек.
Получив диплом, устроилась в городскую больницу там же, в Бендерах. Еще во время прохождения практики шуструю медсестру пригласил работать заведующий неврологическим отделением. А через год супруги Мокан (замуж Люда вышла еще на третьем курсе) переехали на Север.
Особенное отделение
– Вроде бы уже пора переходить на более спокойную, не такую стрессовую работу, но я даже представить себя не могу в других отделениях, ведь наше – особенное, где персонал работает в экстренном режиме, – говорит Людмила Георгиевна. – Иногда всем отделением плачем и по взрослым, и по деткам, которых особенно жалко... А бывает, и до смеха доводят пациенты.
Как известно, в последние годы болезни помолодели. Увы, инфаркт у мужчины за тридцать уже не особо удивляет.
– Тенденция такая уже не первый год, и это очень страшно, – говорит медицинская сестра. – К счастью, дети к нам попадают редко. Раньше поступали месячные малютки из роддома. Сейчас же детей до трех месяцев направляют в перинатальный центр Ноябрьска. К сожалению, участились случаи детской онкологии…
Несмотря на особенности работы в отделении, где пациенты балансируют между жизнью и смертью, коллектив медиков очень сплоченный.
– Практически весь наш коллектив работает вместе более 20 лет. Это люди старой закалки, которые когда-то пришли и остались. Ни в ком из нас нет безразличия к пациентам. А грубое поведение некоторых больных – что бывает – списываем на их тяжелое состояние, – говорит Людмила Георгиевна.
Работать в реанимации дано не всякому. Как-то в отделение попросилась медсестра с десятилетним стажем. Несмотря на опыт, выдержала она три часа, расплакалась и сказала: «Вы меня извините, я не смогу».
Вся работа в отделении анестезиологии и реанимации ведется по принципу взаимозаменяемости. Каждая смена – команда, работающая, как единый организм. Бывает, когда больной вынужден оставаться в отделении до трех-четырех месяцев. Всё это время за ними ухаживают. Несмотря на исход лечения, вся необходимая медицинская помощь в реанимации оказывается до последнего часа.
– Раньше так подолгу у нас не лежали пациенты. Но был случай, когда женщина провела здесь 101 день. Всё-таки мы ее выходили, и она выписалась благополучно, – радуется за бывшую пациентку Людмила Георгиевна. – Как-то мужчину выхаживали около трех месяцев. Потом пришел с женой под руку, палочку с трудом держит в дрожащей руке, но с цветами. Такие моменты, когда ты видишь результаты своей работы, особенно радуют.
Внучка лесника
– Я фанат грибов и леса! Дайте мне волю – там бы и жила. Мой дед был лесником, и мне это очень дорого. При любой возможности стремлюсь попасть в лес. В прошлом году столько грибов насобирала, что у меня до сих пор морозильная камера полная. Всем сотрудникам раздавала, родственникам, – рассказывает о том, как отдыхает от работы, моя собеседница. – В основном собираю белые. Мариную, варю или замораживаю. Ножки укладываю отдельно. Очень люблю их с картошкой пожарить. Мариновать стараюсь мелкие целые грибочки. Они красивее смотрятся, да и вкуснее. С маленькими моховичками так же поступаю.
Из ягод люблю собирать бруснику, а муж собирает чернику и клюкву. Насобирал 10 ведер, я их заморозила. Дети любят их прямо из морозилки, с сахаром. А брусника и клюква идет в основном на компоты. Добавляю немножко слив, вишни. Много консервирую. Человек, который жил когда-то в деревне, не может не делать заготовок.
Быть в тонусе
Спокойно жить эта удивительная женщина не привыкла. Сегодня уже можно сказать: самые большие трудности остались в прошлом. Как только всё стало налаживаться, взяла под опеку ребенка из Молдавии.
– Мне надо постоянно быть в тонусе, и дочка в нем держит, – с улыбкой и любовью в глазах рассказывает Людмила. – Такая активная девочка! В 8 лет сдала на серебро нормативы ГТО. Теперь уже по второй возрастной ступени идет на золото. Плавание, танцы, театральная студия – жизнь у нас кипит!
Юлия СИДАРЮК
Фото автора