Пробирки, колбы, реагенты. Наталья Бильданова влюблена в свою стихию
В кабинете много электронной техники и высокоточного оборудования. Белый халат, пробирки, колбы, реагенты... 150 проб за смену! Более 30 лет она на своем рабочем посту. Итак, знакомьтесь, Наталья Бильданова – лаборант цеха химического анализа Суторминского месторождения.
В далеком Грозном она, получив профессию лаборанта, исследовала газ на газоперерабатывающем заводе. В 1984-м с супругом и сыном приехала в Муравленко, и вот уже 34 года работает с нефтью, водой и газом с самого начала образования предприятия. Все эти годы она верна Суторме.
Бок о бок с Натальей под началом руководителя ЦХА Сергея Бакланова трудятся более сотни лаборантов и инженерно-технических работников. Но их объединяет одно – верность избранному делу.
Помимо этого, в зону ответственности химиков входит экологический мониторинг наземных и подземных водных источников. Они также определяют наличие нефтепродуктов и ряд других показателей в водных объектах, расположенных на территории деятельности предприятия.
Работа лаборантов связана с химическими реагентами и углеводородным сырьем, которые имеют определенный запах и цвет. Интересуюсь: «Какие оттенки запаха и цвета имеет нефть?» «Нефть, честно говоря, отдаленно напоминает бензин, а вот цвет у нее разный – от черного до светло-коричневого, – поясняет лаборант. – Здоровью запахи не вредят. Созданы все необходимые условия для безопасной работы: имеются принудительная система вентиляции, вытяжные шкафы».
А что касается в целом охраны труда, то, как и все работники предприятия, лаборанты ставят в этом плане для себя «цель – ноль», то есть стремятся не просто предотвращать инциденты, но еще и предугадывать их возникновение. «По части правил техники безопасности мы регулярно проходим обучение. Знаем, как вести себя в нестандартных ситуациях и оказать первую медицинскую помощь пострадавшему, – рассказывает Наталья Владимировна. – А вот в первые годы работы в 80-х разное бывало. И бутылки с пробами размерзались, и колбы взрывались. Поскольку условия для исследований были довольно примитивными. В арсенале лаборанта был минимальный набор инструментов и несколько видов реагентов. Приборов в наличии – раз-два и обчелся, да и ходили мы в ватниках и валенках. Добиралась до работы довольно часто на попутках».
Сейчас трудно это даже себе представить. В течение последних лет труд лаборантов значительно облегчился, большинство анализов проводится на высокоточном оборудовании. Сегодня это кажется невероятным, но в середине 90-х проводили некоторые анализы нефтепродуктов на самодельных аппаратах. Многие из них были сварены местными умельцами. К примеру, разделяли нефть и воду в железном, сваренном кустарным способом, корыте при температуре 70 градусов, которую надо было поддерживать в течение часа на обычных электрических плитках. Даже лабораторная посуда была на вес золота…
Наставничество во все времена высоко ценится на предприятии. Наталья охотно берет новичков под свою опеку, с удовольствием делится опытом и знаниями. «Мне пришлось быть наставником и для моей дочери Виктории. Она сейчас находится в отпуске по уходу за младшеньким Богданом, старшие – Геннадий и Андрей – посещают школу и сад. Радуюсь, когда они с зятем Александром приезжают на дачу. Угощаю родных выращенными на ямальской земле ягодами, овощами и свежей зеленью. Внукам – раздолье. Мне – радость от общения с ними», – говорит Наталья Владимировна.
Нина ГУЛЬТЯЕВА
Фото Олега УШКОВА