Где «моё», а где «наше»? Как провести границу между общедомовым и личным имуществом
Все знают, что подъезд, чердак и подвал со всеми находящимися там коммуникациями – это места общего пользования, то есть «наше»: за порядком там следит управляющая компания (или товарищество собственников жилья), и собственники оплачивают эти работы в рамках оказания жилищных услуг.
А за дверью в квартиру начинается «моё»: здесь за проделанную работу хозяину придется дополнительно оплатить услуги специалистов. Но как провести такую границу, например, в инженерной системе?
– Составляющие общего имущества прописаны в нескольких нормативно-правовых актах, в том числе в 491-м постановлении правительства России. Там четко обозначено, что является общедомовым имуществом, а за что собственник несет ответственность самостоятельно, – поясняет начальник управления ЖКХ Ирина Кузнецова. – Несколько лет назад, когда только вводился Жилищный кодекс, к нам часто обращались жители города с просьбой заменить оконные блоки, двери, полы. Приходилось объяснять, что это – личное имущество собственника, поэтому менять и ремонтировать его им придется самостоятельно и за свой счет. Исключение составляют лишь окна и двери в местах общего пользования: в подъездах много-квартирных домов и в коридорах общежитий, так называемых домах коридорного типа, их меняют специалисты управляющих компаний.
Граница раздела – отсекающий кран
В общее имущество дома входят сети водоснабжения до первого отсекающего устройства в жилом помещении – как правило, это кран, которым мы перекрываем холодную и горячую воду перед отъездом в отпуск. Если такого крана нет, то граница раздела проходит по водоразборному крану или смесителю.
Стояк заменят бесплатно
В санузле к общедомовому имуществу относится канализационный стояк. Жители города часто обращаются в управляющие компании с просьбой заменить лопнувшую часть чугунной трубы на более современный материал, и слесари-сантехники делают это в рамках жилищных услуг, то есть без дополнительной платы.
А вот от плановой замены канализационного стояка во время проведения капитального ремонта многоквартирных домов большинство жителей Муравленко отказываются осознанно. Хотя это входит в перечень работ капитального ремонта по замене инженерных сетей.
– На собрании жильцов, когда мы обговариваем перечень работ перед предстоящим капитальным ремонтом, жильцы соглашаются только на замену сетей в подвале, – говорит Ирина Кузнецова.
Причина понятна: у многих, прямо скажем, далеко не эстетичного вида стояк спрятан за красивой керамической плиткой, а ремонт подразумевает ее разрушение. Но нужно понимать, что рано или поздно эта чугунная труба начнет разрушаться и подтекать, и ее придется менять.
Засор в канализационной системе очищается по тем же правилам: если причина находится в стояке, то это забота управляющей компании. Если же то, что послужило причиной, попало в унитаз от домочадцев, и посторонний предмет застрял в гофрированной трубе, соединяющей унитаз со стояком, то устранение проблемы – задача самих жильцов.
Чьи почтовые ящики?
Отдельная тема в этом вопросе – почтовые ящики. Они предназначены для конкретной квартиры, но находятся в подъезде, где их может повредить любой хулиган. Поэтому проследить за сохранностью ящика довольно сложно.
– Если эти секции входят в перечень общедомового имущества (а это можно узнать из договора, заключенного с управляющей компанией), то ремонтировать, красить их должны специалисты управляющей организации, – пояснила Ирина Петровна. – Если нет, то за сохранностью почтовых ящиков должен следить их собственник.
Балкон – тоже общий
Также часто встречается ситуация: весной под тяжестью мокрого снега нередко проседают крыши балконов. Кто их должен чинить?
Зульфия Фарвазова