Финансовая премудрость. Карманные деньги для детей: за и против

16 января 2019

Нужны ли детям деньги на карманные расходы? Должны ли родители контролировать, куда потратил ребенок выделенные ему средства? Как научить ребенка бережливому отношению к финансам? Однозначные ответы на эти вопросы найти сложно. Родители придерживаются разных мнений. Давайте попробуем разобраться.

В современных условиях очень важно уметь обращаться с финансами. И учиться этому нужно с малых лет, уверены психологи и экономисты. Первый опыт обращения с деньгами дети получают, когда родители им выделяют средства из семейного бюджета на мелкие расходы. Но не все родители согласны с утверждениями специалистов и придерживаются собственного мнения. К примеру, многодетная мама Оксана считает, что деньги детям выдавать на карманные расходы не нужно. Детей в школе кормят бесплатно, сладости в доме есть всегда, игрушки они покупают вместе. А вот лишние деньги могут избаловать ребенка, сделать его требовательным, жадным, считает Оксана.

Но такая позиция неверная, утверждают детские психологи. У детей должны быть собственные средства.

– Когда у ребёнка есть деньги в собственном распоряжении, он начинает воспринимать себя как личность, – говорит психолог  школы № 2 Лейла Райх. – Только так он научится распоряжаться ими. К тому же личные средства прививают чувство ответственности, приучают к самостоятельности и помогают практически применять математические знания.

Научиться экономить

Психологи советуют давать деньги ребенку с расчетом на определенный срок. К тому же выделяемая сумма должна быть фиксированной. Это значит, что когда вы даете ребенку, к примеру, 100 рублей, предупредите его, что их должно хватить на два или три дня. Так будет формироваться умение рассчитать сумму, которую он может потратить в день.

– Если ребенок потратил наличные раньше запланированного времени, давать дополнительно деньги не стоит, – говорит Лейла Райх. – В противном случае он поймет, что экономить вовсе не обязательно – ведь можно ещё раз обратиться к родителям, и те не откажут. Бывают такие ситуации, когда ребенок хочет что-то купить, но тех денег, которые он получает на карманные расходы, ему не хватает на покупку. Тогда можно предложить ему немного сэкономить на ежедневных расходах и таким образом накопить недостающую сумму.
При обучении детей финансовой грамотности очень важен личный пример родителей. Если в семье к деньгам относятся не бережливо, то что можно ожидать от детей?

– Бывают такие случаи, – продолжает Лейла Райх, – когда родители получают заработную плату и в течение нескольких дней её тратят. Такое расточительство служит плохим примером для детей. Было бы неплохо обсуждать и планировать предстоящие траты всем вместе. Объяснять ребенку, на что расходуется семейный бюджет. К примеру, часть денег уходит на ипотечный кредит, часть – на оплату коммунальных услуг, покупку продуктов и так далее. Это воспитательный момент, который ребенку пригодится в будущем.

За пятёрку – 100 рублей?

Платить ребенку за помощь по дому – вынос мусора или уборку, наведение порядка в комнате – плохая практика, ни к чему хорошему она не приведёт,  уверены психологи. Наступит момент, когда ребёнок перестанет выполнять домашние обязанности бескорыстно. А вы готовы ему платить постоянно? То же самое касается платы за хорошие оценки или поведение в школе.

– Я никогда бы не платила деньги за пятёрки своему ребенку, – говорит молодая мама Ольга Полищук. – Когда я училась в школе, родители моего одноклассника давали ему деньги, если он приносил в дневнике четвёрки и пятёрки. В начальной школе было всё хорошо. Но когда он стал старшеклассником, «съехал» по многим предметам. Ему перестали выдавать «зарплату» за хорошие оценки. Мальчик сильно нервничал, у него изменилось поведение, и не потому, что он плохо знает предмет, а потому, что ему не заплатили. Для его родителей это был печальный опыт.

Проверять или доверять?

Этот вопрос тоже не имеет однозначного ответа. Одни считают, что карманные деньги ребенка должны быть под строгим родительским контролем, иначе ребенок их может потратить на совсем не безобидные вещи, другие думают иначе.

– Недоверие и тотальный контроль за расходованием карманных денег – неверный путь, – считает жительница Муравленко Наталья. – Я уверена, что при уважительном подходе в этом вопросе ребенок не станет скрывать, на что он потратил деньги. Еще бывает, что родители часто указывают ребенку, что именно нужно купить, или критикуют за нерациональное использование его собственных средств. Таким образом они лишают его возможности принимать решения самостоятельно или могут спровоцировать на обман.

Можно долго рассуждать о том, сколько денег нужно давать на карманные расходы, соглашаться или не соглашаться с тем, нужен ли тотальный родительский контроль над финансами ребенка? Решение в этих вопросах всегда остается за мамами и папами. Единственное, с чем сложно поспорить, так это с тем, что навыки планирования расходов, привитые с детства, станут настоящей находкой во взрослой жизни.

Комментарии

Алеся Лоренц, специалист по работе с молодёжью, многодетная мама:

– Финансовой грамотности мы учим детей с младшего  возраста. К примеру, часто ходим вместе в магазин. Предварительно составляем список покупок, что помогает избежать незапланированных трат, дети это видят и делают правильные выводы. У каждого ребенка в нашей семье есть карманные деньги. Мы всегда оговариваем, на что они могут их потратить. К примеру, купить воду, сок, шоколад или печенье. Если ребенок не покупал себе сладости, накопил деньги и хочет их потратить на нужную ему, как он считает, вещь, обязательно советуется с нами. Родители должны знать, куда и на что были потрачены сбережения. То есть контроль должен быть, и в нашей семье он, скорее, строится на доверии. Дети сами рассказывают, что они купили или планируют приобрести на свои сбережения.

Альбина Третьякова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, многодетная мама:

– В нашей семье деньги на карманные расходы детям давать не принято. У них есть свои сбережения, заработанные собственным трудом. Они часто становятся победителями различных конкурсов и олимпиад, которые имеют свой призовой фонд. К примеру, призёр олимпиады получает около двух тысяч рублей. Я считаю, что если давать деньги просто так, дети не поймут их цену. На что они потратят свои сбережения, мы с ними не обговариваем. Но дети обязательно мне рассказывают, что купили. Младший сын еще полгода назад был настоящим транжирой. Но сейчас старается копить деньги. А вот дочка всегда отличалась бережливостью. Сейчас она студентка. Настя строго ведёт бухгалтерию. Умеет распределять бюджет на целый месяц. Знает, как и на чем можно сэкономить. Этому она научилась еще в школе, когда ездила на различные конкурсы и фестивали. Для поездки я ей выделяла определённую сумму, и она чётко знала, на что она её потратит.

Татьяна Бойко

 

 

 

Другие новости по теме:
Муниципальные правовые акты
Официальная информация
Баннер
Баннер
Баннер