Разведчик на войне, передовик в колхозе. Таким запомнили Галия Асадуллина родные и односельчане
«Вернувшись с фронта домой, я не узнал родную деревню. Кругом царили разруха и голод: поля заросли бурьяном в человеческий рост, дома обветшали и разваливались. Скота осталось мало, но даже для него не хватало корма. И мне, бывшему солдату, засучив рукава, пришлось взяться за восстановление колхоза», – вспоминал 1946 год разведчик-наблюдатель Галий Асадуллин.
– За колхоз он болел душой еще с детства, – рассказывает про своего деда Эльвира Мухитова. – В восемь лет дед начал работать помощником комбайнера в колхозе «Чулпан» – это в деревне Старый Юрмаш Иглинского района Республики Башкортостан.
В это время он еще, конечно, не знал, что ему придется восстанавливать этот самый колхоз вместе с 8-10-летними детьми: на руках таскать корм для скота за десятки километров от деревни и даже вместо лошадей тащить сеялки на поле во время посевной.
В борьбе с японцами
В ряды Красной армии Галия Набиулловича призвали в 1940 году. До начала Великой Отечественной войны он служил на Дальнем Востоке, в городе Благовещенске. В этой части страны после разгрома японских войск в районе реки Халхин-Гол к тому времени уже шла подготовка к возможным военным действиям. Готовили подразделения, в том числе, и к отпору врага на западе Советского Союза.
Когда началась война, Галий Асадуллин служил разведчиком-наблюдателем в Хинганском полку 1-й Краснознаменной армии в составе Дальневосточного фронта.
Японцы так и не решились напасть на СССР. Но вели себя агрессивно. Только в 1942 году в Приморье они совершили более 500 диверсионных вылазок через границу с Советским Союзом. Вероятность
войны с Японией существовала и после официальной даты окончания Второй мировой.
– После Победы в Великой Отечественной войне я участвовал в боях в Маньчжурии, – вспоминал боевое прошлое Галий Набиуллович. – А уже после капитуляции Японии с сентября по декабрь 1945 года ликвидировал бандформирования, в состав которых входили китайцы и японцы – они называли себя «хунхузами». Там же получил ранение в правую руку.
За участие в боевых действиях против японцев Галий Набиуллович награжден медалью «За победу над Японией».
Колхоз пришлось восстанавливать
Домой он вернулся в 1946 году. В колхозе его сначала назначили кладовщиком. А в 1947 году на всеобщем собрании деревни трудолюбивого и ответственного фронтовика выбрали председателем родного колхоза «Чулпан».
В Республике Башкортостан в 50-е годы осваивали земли для выращивания зерна, которые раньше никогда не возделывались. Эта масштабная работа проходила во всех районах, в том числе и в Иглинском. За самоотверженный труд в 1957 году Галий Асадуллин был награжден медалью «За освоение целинных земель».
Эти годы ветеран вспоминал с дрожью в голосе.
– Начинается посевная, а сеялок мало, – рассказывал Галий Асадуллин. – А лошадей еще меньше, поэтому сеялки вручную волокли сами жители села: старики, женщины, дети. Стремление жить лучше для всех нас было превыше всего, поэтому мы работали несмотря ни на что.
Ударным трудом за тричетыре года колхоз «Чулпан» удалось поднять. Затем в восстанавливающемся хозяйстве больше внимания стали уделять машинам: искали запчасти и топливо. И с этой задачей председатель справился.
Большой труд
Через несколько лет колхоз «Чулпан» объединили с соседним. Но и после этого ветеран не мог оставаться дома: поначалу Галий Набиуллович работал бригадиром трактористов и механиком. А когда был создан Иглинский откормочный совхоз, ему предложили место управляющего одного из отделений этого совхоза. И здесь он успел проявить себя: за успехи в работе и выполнение плана по сдаче мяса государству его наградили орденом Трудового Красного Знамени.
Не сиделось на месте ветерану даже после выхода на пенсию. Он пошел работать слесарем-газовиком в деревне Турбаслы Иглинского района.
– Дедушка прожил долгую жизнь – 98 лет. Да, он не сражался на Западном фронте – лицом к лицу с немцами, как большинство советских солдат. Но он внес значительный вклад в укрепление мира – чтобы снова не развязалось масштабное кровопролитие. А односельчане, кроме того, чтят Галия Асадуллина за большой труд, за то, что ему удалось восстановить целый колхоз и вернуть его к жизни.
Зульфия Фарвазова