Алексей Ракульцев: «Сегодня театр – это спектакли на «подумать»
Театральной студии «Луч» три с половиной года. Когда она открылась, творческие активные жители Муравленко буквально хлынули в Дом культуры «Украина» к молодому режиссеру Алексею Ракульцеву. Сегодня среди актеров студии - библиотекари, журналисты, экономисты. Что влечет муравленковцев на сцену и как они - непрофессиональные артисты - вживаются в роли, нам рассказали руководитель студии и сами участники спектаклей.
– Алексей, сколько артистов сегодня в театральной студии «Луч» и как ты собрал этот коллектив?
Сейчас, спустя три с половиной года, я могу себе позволить выбирать – искать нужных мне актеров. Поскольку мы – любительский коллектив, я не могу требовать от своих подопечных того, что требуют режиссеры от профессионалов. Поэтому стараюсь подобрать на роль определенного артиста, по типажу схожего с героем.
– И среди нескольких десятков человек это реально?
– Да. Почти всегда получается стопроцентное попадание. В нашей недавней постановке – «Безумный день, или Женитьба Фигаро» – главного героя играет такой же человек-юла – Николай Атаманов. Интересной получилась история нашего знакомства с другим актером. Когда мы готовились к постановке первого спектакля, наша общая знакомая, которая уже играла в постановке, предложила ему: «Тут есть молодой режиссер. Он ставит спектакль и ищет актера на роль мерзавца и негодяя – одним словом, ты бы подошёл». Так он и попал к нам в труппу. Однако иногда мы пробуем выходить из привычной органики актёра и ставить более сложные задачи. Так, например, тот же актер в одном из спектаклей сыграл роль ранимого, сумасшедшего писателя, творческого психа.
– И у всех получается стать актером? Есть ли такие, кто хотел бы, но не может выступать на сцене?
– Думаю, на сцену может выйти кто угодно, было бы желание. Но, к сожалению, за мою довольно короткую режиссерскую карьеру пару раз актеров пришлось снимать с роли. Это всегда трагедия – и для актера, и для режиссера. Ведь я, как режиссёр, разглядел в нем что-то, подходящее под эту роль. Но в процессе репетиций понял, что не подходит. Снятие с ролей – это всегда ошибка режиссера.
– Как ты думаешь, для чего к тебе в студию приходят люди?
– Это потребность в самореализации. Вообще театр – как для актера, так и для режиссера – это возможность высказаться. Режиссер предлагает на обсуждение интересующие его темы, говорит о важных для него в первую очередь вещах, актер отстаивает свою точку зрения в этой ситуации. Драматург Николай Коляда говорит, что режиссер – это одно большое ухо, которое ходит по улице и слушает, что интересно людям, о чем они говорят. И транслирует это на сцену.
Я тоже стараюсь ставить спектакли на наиболее актуальные темы общества: самореализация молодежи, отношения мужчин и женщин, отцов и детей.
– А по какому принципу выбираешь литературные произведения?
– У любого режиссера есть своя литературная выборка. Мне, например, очень нравится советская классика, в частности, Алексей Арбузов. Первый мой спектакль был поставлен по его пьесе «Моё загляденье». Люблю рассказы Чехова и Зощенко. Я люблю светлые истории. Стараюсь говорить о том, что не всё в этой жизни так плохо. Даже если кажется, что наступила беспросветная тьма, в наших силах сделать так, чтобы всё стало хорошо. Выход есть всегда.
– Каким ты видишь театральную студию «Луч» лет через 10-15? И как считаешь, нужен ли Муравленко профессиональный театр, какой, например, открылся в прошлом году в Ноябрьске?
– Мне кажется, нашему городу нужен именно любительский театр. Поскольку в творческий процесс в той или иной степени вовлекаются все жители города, даже те, кто никогда в театре не был. Кто наши зрители? Это родственники, друзья, соседи, коллеги наших актеров. Они приходят посмотреть на своих знакомых в новой роли, под другим углом.
Я хочу, чтобы состав «Луча» был таким же пестрым: пусть в театре играют педагоги, библиотекари, инженеры, и пусть они делятся опытом через свою игру. Пусть они взрослеют, стареют – но останутся на сцене. У них за плечами будет 20 спектаклей – а это такой классный жизненный опыт.
– Кстати, о зрителях. Ты доволен их реакцией на свои постановки?
– Меня радует реакция людей на наши спектакли. К счастью, нас миновало зрительское «фи», и мы не видели, чтобы посреди спектакля кто-то вставал и уходил из зала. Наоборот, некоторые жители Муравленко по несколько раз приходят на одни и те же постановки.
Зрители – это тоже участники спектакля, поэтому они тоже имеют право высказывать свою точку зрения. И они ее высказывают. Некоторые, например, хотели бы видеть на сцене больше декораций. Другие, наоборот, любят минимализм. Я тоже голосую за универсальность декораций: это классно, когда одна лавка может быть и местом для свиданий, и горкой, и местом в зале оперного театра. Тенденция в современном театре – это спектакли на «подумать», на «пофантазировать». Театр – это место, где нужно размышлять, поэтому спектакли не получается делать часто – они должны быть глубокими.
Хорошо, если зритель после постановки поверит, что выход есть всегда. Если выйдя из зала, он посмотрит на свою жену другими глазами и подумает, какая же она хорошая. Я хочу, чтобы зритель обращал внимание на тех, кто его окружает, и был с ними более человечным. Я хочу, чтобы он уходил после наших спектаклей с добрым сердцем.
Слово актерам театральной студии «Луч»
Екатерина Близнец:
– «Женитьба Фигаро» – это уже третий мой спектакль у Алексея Ракульцева. Моя любовь к театру проснулась еще в детстве: я окончила театральное отделение детской школы искусств. Потом уехала учиться – в вузе был большой театральный перерыв. Когда вернулась в Муравленко, пришла на спектакль «Пигмалион». Меня настолько тронула эта история, понравился стиль, потрясающие декорации… Былые чувства вспыхнули с новой силой, и я попросилась в театр к Лёше Ракульцеву. Первым спектаклем, в котором я сыграла, стал «Ухажёры».
На самом деле перевоплощаться в героев на сцене несложно. В каждом из них я ищу черты, схожие с моим характером. Вот, например, роль Сюзанны в «Женитьбе Фигаро» мне было легко сыграть: она такая же живая и жизнерадостная, как и я сама.
Олеся Шабан:
– У меня тоже есть небольшой театральный опыт еще со школьных лет. А в студию «Луч» я пришла, находясь в декретном отпуске. В спектакле «АдамыЕвы» участвовала, когда ждала второго ребенка.
Муж говорит, что я хорошо играю. А по-другому я не могу, поскольку репетиции и подготовка к спектаклям занимают много времени, и я это время краду у своих детей. При подготовке к «Женитьбе Фигаро», например, я пересмотрела три разные постановки этой пьесы, и некоторые моменты, касающиеся своей героини – графини – взяла себе на заметку.
Сцена мне дает драйв. Перед премьерой я не могу спать. Во время постановки стою за кулисами – а у меня мурашки по коже. Но стоит выйти на сцену и произнести первые две-три фразы – этот мандраж пропадает.
Зульфия Фарвазова