Всю войну за рулём. Иван Рой провёл долгих 10 лет вдали от дома
Практически в каждой российской семье есть свой ветеран, а часто и не один, который воплощает для ныне живущих образ воина-защитника своей Родины и кровными узами связывает их с Победой в Великой Отечественной войне. В семье Александра и Тамары Рой – это отец главы семьи – Иван Федосеевич Рой. Когда-то он ушёл в армию двадцатилетним юношей, а вернулся в родное село тридцатилетним мужчиной.
Ваня Рой появился на свет в августе 1918 года в селе Голубовка Омской области. Рос обычным деревенским мальчишкой, окончил семь классов. Рано начал работать – сначала помощником штурвального, потом комбайнёром в колхозе «Красная Армия», даже не подозревая, что название это будет для него почти пророческим. Именно в рядах Красной армии он проведёт долгих 10 лет. В 1938 году Ивана призвали на действительную службу. Начинал с рядового, был станковым пулемётчиком в стрелковой дивизии 2-й Дальневосточной армии. В мае 1941 года, дослужившись до младшего сержанта и имея водительский опыт, пересел за руль автомобиля. Так и провел всю войну на колёсах.
Умелый и бесстрашный водитель
Летом 1942 года дивизию отправили на поддержку вой-скам, обороняющим Сталинград. «Отец рассказывал, что на разъезде после переправы через Волгу их эшелон атаковали «мессершмитты», – вспоминает Александр Рой. – Он говорил, что ужаса тогда не ощутил, была какая-то растерянность от того, что некуда скрыться от воющих бомб, взрывов и осколков. Тогда, к счастью, никто не погиб. Только один из солдат хвастался тем, что в его каску влетел осколок и оставил всего лишь вмятину».
Из наградных документов
Товарищ Рой работает шофером заместителя командира корпуса. За время работы показал образцы вождения и ухода за машиной. Вовремя устранял неполадки, чем обеспечивал безаварийное и быстрое сообщение с частями. Не обращая внимания на минометный и артиллерийский обстрел, бомбежку противника, с чувством ответственности, своевременно доставлял заместителя командира корпуса в подчиненные соединения, чем способствовал успеху боя наших войск.
А в декабре 1944 года стрелковый корпус, в котором он нёс службу, уже принимал участие в боях на 2-м Украинском фронте. Во время освобождения Румынии в районе города Брецку Иван Рой вновь проявил себя как умелый и бесстрашный водитель. Доставляя начальника политотдела корпуса на передний край, умело вывел машину из-под бомбёжки авиации противника и спас жизнь командиру. За это он был награждён орденом Красной Звезды.
«В июле 1944 года во время форсирования Днепра отца приняли в Коммунистическую партию. Очень важный момент, о котором остались яркие воспоминания. После упорного дневного боя отличившихся бойцов вечером собрал в блиндаже начальник политотдела дивизии и вручил всем партийные билеты. Для отца и его сослуживцев тогда это была наивысшая награда», – рассказывает Александр Рой.
А еще Иван Федосеевич часто вспоминал случай, который произошел с ним в октябре 1944 года. Тогда пришлось форсировать реку Тиса на территории Венгрии. «Папа не умел плавать, а тут плот, на котором он находился, был обстрелян. Пришлось прыгать в воду. И он не только сам выплыл, но еще и одного из бойцов спас. Желание жить придало сил! Интересно, что потом он так и не научился плавать», – добавляет Александр.
Дойдя до Берлина, Иван Федосеевич был демобилизован из рядов Красной армии в 1946 году. Вроде бы можно было отправляться домой, но ему пришлось задержаться на чужбине еще на два года. В Берлине Иван Рой работал в офицерской гостинице. На его глазах строился мемориальный комплекс «Воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом» в Трептов-парке, возводился памятник советскому солдату со спасённой девочкой на руках.
Сын продолжил династию
На Родину Иван Федосеевич вернулся только в 1948 году. Устроился в автоколонну «Сельстроя» шофёром. В день своего рождения 14 августа 1950 года женился. В семье Ивана и Лилии Рой родились двое детей – дочь Нина и сын Александр. «Отец был всегда очень сдержанным человеком. В отличие от мамы – она гоняла по деревне на мотоцикле, который отец привёз из Германии. Была таким стержнем в нашей семье – строгая, но справедливая», – с теплотой и нежностью рассказывает о родителях Александр. Ему, кстати, потом тоже выпало нести службу в Германской Демократической Республике. И улицы Берлина вызывали у него особые чувства, когда он думал о том, что здесь когда-то был его отец.
Вернувшись из армии в 1978 году, сын устроился на работу в ту же автоколонну, а через несколько месяцев Иван Федосеевич ушел на заслуженный отдых и передал ему свою машину.
«Многие считали, что я как молодой водитель не достоин этого. У отца единственного в автоколонне был ЗИЛ-130. На тот момент это был новый мощный грузовой автомобиль, оснащённый гид-роусилителем руля, синхронизированной 5-ступенчатой коробкой передач. Остальные работали на стареньких грузовиках ЗИС и ГАЗ. Но один из ветеранов, которые составляли почти половину всего коллектива, вступился за меня. Так я продолжил водительскую династию», – делится Александр.
Он хорошо помнит, как ежегодно 9 Мая устраивали для ветеранов праздник, накрывали большой стол на берегу Иртыша, дарили подарки. Тогда только можно было и услышать какие-то истории из их боевого прошлого.
Ивана Федосеевича не стало в марте 1992 года. Его фотографии, вырезки из газет со статьями о ветеране бережно хранятся детьми. Потом будут переданы внукам и последующим поколениям как семейные реликвии и напоминание о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне.
Папа не умел плавать, а тут плот, на котором он находился, был обстрелян. Пришлось прыгать в воду. И он не только сам выплыл, но еще и одного из бойцов спас. Желание жить придало сил! Интересно, что потом он так и не научился плавать.
Ольга Чёрная