Пятидневка: за и против Что нужно знать при переходе на другой график учёбы?
«В школе у нее сегодня пять уроков, в ДШИ – четыре. Домой дочка придет в пять вечера. А потом будет делать домашние задания», – описывает будни своей дочери моя собеседница Наталия. У девочки, которая сейчас учится в четвертом классе, и многих ее сверстников каждый день буквально расписан по минутам: сначала школа, потом кружки и секции, потом уроки... И так шесть дней в неделю. Поэтому некоторые родители в Муравленко всё чаще поднимают вопрос о введении пятидневной учебной недели.
Желание родителей вполне объяснимо: дополнительный выходной день позволит детям полноценно отдохнуть, выспаться, погулять с друзьями, побыть с семьей. О переходе на пятидневку периодически говорят и депутаты, и общественные организации, но к единому мнению в стране еще не пришли. Потому что есть не только плюсы, но и минусы.
Норму не нарушать, объём выполнять
– Депутаты Государственной Думы не раз рассматривали законопроекты по поводу введения в школах пятидневки, но всё же отклоняли их, и это неслучайно, – объясняет начальник управления образования Марина Снычева. – Некоторые родители считают, что переход на пятидневку позволит снизить нагрузку на детей. Но знают ли они, что скрывается за сокращением учебной недели? Ведь субботние уроки придется распределить по остальным дням. А нормы СанПиНа устанавливают ограничения по максимальной ежедневной нагрузке на учащегося. Превысить этот лимит мы не имеем права. И объем учебной программы нельзя уменьшать. Тогда как быть с темами, которые выпадут из расписания? Как вариант – часть учебной программы школьникам придется изучать самостоятельно. Если новые темы, например, будут объяснять в школе, то отрабатывать приобретенные знания ребенку придется самому. Или вместе с родителями.
Еще один момент: что вкладывают в понятие «отдых» сами школьники и их родители? Хорошо, если ребята действительно выспятся в дополнительный выходной, займутся активными видами отдыха, любимым увлечением. Но ведь многие школьники сейчас и в воскресенье большую часть дня проводят за компьютером или с телефоном в руках, играя или переписываясь со сверстниками. Стоит ли давать им для этого еще один день?
В управлении образования напомнили, что существуют еще и социально незащищенные категории населения, для которых важно, чтобы дети находились под присмотром и могли получать не только знания, но и полноценное питание.
Вопрос о переходе на пятидневку встает остро в школах с двухсменным режимом работы. Ведь если увеличится продолжительность учебного дня первой смены, то придется сдвинуть начало занятий во вторую смену. Уроки будут заканчиваться поздно вечером.
Всё зависит от родителей
По словам Марины Снычевой, с предложением перевести школы города на пятидневную учебную неделю к ней периодически обращаются не только в социальных сетях, но и во время приемов по личным вопросам. А ведь всё в руках самих родителей. Установление учебного режима согласно действующему законодательству находится в компетенции школы. То есть если родители школьников решат, что их дети должны учиться пять дней в неделю, то они могут обратиться с этим предложением к администрации образовательного учреждения. Руководство школы рассмотрит этот вопрос и примет соответствующее решение.
– У меня двое детей: дочь учится в четвертом классе, сын – в девятом, – рассказывает наша собеседница Наталия. – Конечно, я как мать хочу, чтобы мои дети не только хорошо учились, но и имели возможность хорошо отдохнуть. Но вот сын, например, сам против пятидневки. Он понимает, что нагрузка на эти пять дней сильно возрастет, и уроки будут заканчиваться только к 4 часам дня. У него в этом году еще и выпускные экзамены, к которым он готовится. Этот вопрос поднимался и на родительском собрании, но к общему мнению мы так и не пришли. Практически все мамы и папы считают, что нагрузка у детей большая, и хотят их «разгрузить». Но нужно учитывать и тот факт, что в классе учатся ребята с разными возможностями. С некоторыми, например, наша классная руководительница занимается дополнительно после уроков. А если их станет больше, эти занятия придется проводить вечером – будут ли еще силы к этому времени и у ребенка, и у учителя?
Опыт соседних городов
Кстати, в социальных сетях родители школьников периодически приводят в пример школы в соседних городах: мол, там некоторые учатся пять дней в неделю. Мы проверили информацию. Действительно, в Губкинском, например, в прошлом учебном году на пятидневку перешли сразу три школы, за исключением 10-11 классов – у них слишком большая нагрузка в связи с подготовкой к выпускным экзаменам. Однако в субботний день школы работают и проводят внеурочные и дополнительные занятия. В Ноябрьске по этому режиму уже несколько лет занимается часть учебных классов, преимущественно начальных, сразу в нескольких образовательных учреждениях. А гимназия № 1 полностью перешла на пятидневку. Согласно расписанию уроков, у семиклассников-гимназистов почти каждый день по семь уроков, а у учеников 9-11 классов – в отдельные дни по 8 уроков. Седьмой и восьмой уроки заканчиваются в 15:05 и 15:50 соответственно.
– С одной стороны, пятидневка удобна: мы теперь семьей в выходные можем съездить в другой город к родственникам или просто больше времени проводим вместе дома, – рассказывает мама одного из гимназистов. – Но в конце каждой четверти сын по субботам ходит к репетитору и занимается с ним минимум по два часа в день, в остальные дни не получается из-за занятости в школе. Но разве такая суббота – это выходной день?
Сокращение учебной недели в любом случае приведет к увеличению нагрузки на эти пять дней – если не в школе, то дома. Поэтому перед тем как принять коллективное решение, родителям школьников нужно тщательно взвесить все за и против. Чтобы перераспределение нагрузки действительно сработало на улучшение и качества образования, и самочувствия ребенка.
Как всё успеть?
За последние 10-15 лет ритм нашей жизни настолько ускорился, что термин «тайм-менеджмент» стал актуален не только для взрослых, но и школьников. В среднем шесть уроков в день, плюс занятия в кружках и секциях, а потом еще и домашние задания – и всё это нужно успеть сделать до вечера. А как найти время на отдых и прогулки?
– Вопросом «Как эффективно распределить свое время» школьники задаются примерно в пятом-шестом классе: в это время у них появляется много разных предметов, и им нужно научиться самим справляться с этой задачей. А в начальных классах за них это делают родители: они говорят, когда нужно сесть за уроки, когда пришло время покушать, когда можно погулять с друзьями, – рассказывает педагог-психолог школы № 2 Лейла Райх. – Многие мамы и папы, желая помочь ребенку научиться управлять временем, ищут универсальные рекомендации. Но их нет. То, что одного дисциплинирует, другого, наоборот, дезорганизовывает. Поэтому эффективнее помогать подросткам советами, делиться своим опытом, рассказывать о техниках эффективного планирования и самим подавать пример.
Дело в том, что подростки воспринимают время иначе: их день – это гораздо больше, чем день взрослого человека, и неделя гораздо длиннее. Поэтому им сложнее планировать работу на долгосрочную перспективу. Важный навык, который необходимо развивать у школьников, – это навык выбора. Нужно научить их разбивать цели на задачи, задачи – на шаги. Так легче показать, как одно вытекает из другого и что из этого лучше сделать сегодня, а что можно оставить на потом.
Как находить время на все важные дела? Во-первых, исключите «пожирателей времени». Ежедневно мы совершаем массу вещей, которые необязательны для выполнения. Яркий пример – это социальные сети, куда дети заходят проверить новые сообщения на 5 минут, а в итоге переписываются со сверстниками в течение 30-40 минут. Кто-то назовет это отдыхом, но гораздо более эффективной стала бы 40-минутная физическая тренировка или сон.
Во-вторых, научите их не «запускать» дела. Задача, которая откладывается в долгий ящик и до которой никак не доходят руки, со временем становится всё более и более трудноразрешимой. Тут нужно следовать правилу: если дело на 5 минут, то лучше его не откладывать.
Зульфия Фарвазова