Совершил более 300 боевых вылетов Герой Советского Союза Иван Пятяри
– Иван Викторович Пятяри – двоюродный дедушка моего супруга, – рассказывает Елена Холявко. О его военном прошлом было известно лишь, что он Герой Советского Союза, лётчик-штурмовик. Но за какие подвиги было присвоено это звание, где воевал, как сложилась его судьба после войны – ответы на эти вопросы мы собирали по крупицам.
Интересные факты биографии Ивана Пятяри мы узнали, когда в отпуске посетили его родную школу в Красноусольске. В учебном заведении есть красный уголок, посвященный нашему герою. Там же ознакомились с книгой «Славные сыны Башкирии», в которой немало написано о его жизни. Но на этом поиск не закончился. Мы отправляли различные запросы, в том числе в Министерство обороны Белоруссии. И представители этого ведомства откликнулись, прислав нам копии документов наградного листа и чёрно-белую фотографию.
Небо манило
Иван Викторович Пятяри родился 4 марта 1921 года в селе Енисейск, ныне Шушинский район Красноярского края. В семье было пятеро детей – три брата и две сестры. Его отец Виктор Иванович трудился заведующим складом строительных материалов на стекольном заводе. Мать Прасковья Павловна занималась домашним хозяйством. Время было неспокойное, шла Гражданская война. В поисках лучшей жизни семья Пятяри переезжает в посёлок Красноусольский Гафурийского района Республики Башкортостан. В 1938 году Иван окончил 7 классов Красноусольской средней школы. Пятяри поступает в техникум в Уфе. Учёбу совмещает с занятиями в аэроклубе. За три года Иван достигает определенных успехов в учебе и лётном деле. Молодёжь довоенного времени считала авиацию настоящим и будущим страны.
В 1940 году, сразу после окончания техникума, Иван Пятяри отправляется на службу в ряды Красной армии. Мечта о полётах и подвигах не оставляла его ни на минуту. Он оканчивает Пермское авиационное военное училище имени Молотова.
Ночные бомбардировщики
В начале Великой Отечественной войны Иван Пятяри работал лётчиком-инструктором при 12-й военно-авиационной школе пилотов. Виртуоз своего дела, настоящий ас не мог оставаться в тылу. Такие отважные люди, профессионалы своего дела были просто необходимы Красной армии. В июле 1942 года он прибыл на Сталинградский фронт. Воевал в составе ночного легкобомбардировочного авиаполка 61-й гвардейской дивизии.
В марте 1943 года Иван Викторович, пройдя переобучение, пересел на штурмовой самолёт Ил-2. На пилотов люфтваффе (название германских ВВС в составах рейхсвера, вермахта и бундесвера) советские штурмовики Ил-2 наводили ужас, немцы называли их «Черной смертью» за способность высоко и быстро летать.
В июле 1943 года молодой офицер отправляется в должности старшего лётчика в 76-й гвардейский авиационный полк 1-й гвардейской авиационной дивизии. За пятнадцать дней на Южном фронте он совершил шесть боевых вылетов на штурм танков, автомашин и пехоты фашистских захватчиков. Герой уничтожил три машины, цистерну с горючим, вагон с боевыми припасами, миномёт и две зенитки. 20 августа 1943 года Иван Пятяри получает очередную награду – боевой орден Красного Знамени.
Весной 1944 года гвардии лейтенант Пятяри становится заместителем командира эскадрильи 136-го гвардейского штурмового авиационного полка.
В апреле перед лётчиками-штурмовиками стояла нелёгкая задача по защите Украины, Белоруссии, Крыма. 8 апреля наши самолёты не раз взмывали в небо и шли на штурм укрепленной линии фашистов в районе Перекопа (Крым).
Бои были настолько ожесточенными, казалось, что гибель неизбежна. Но пули щадили лейтенанта Пятяри. В один из боевых вылетов он уничтожил несколько танков противника и зенитную батарею. За успешное выполнение боевого задания уже старшего лейтенанта наградили орденом Отечественной войны I степени.
Опытного лётчика-штурмовика назначают на должность начальника воздушно-стрелковой службы полка. У молодого офицера обязанностей стало больше. Он не только совершал боевые вылеты, но и передавал опыт молодому поколению.
В 1945 году Пятяри был направлен на 3-й Белорусский фронт по освобождению Западной Европы от врагов. К концу зимы 45-го на его счету уже было 276 боевых вылетов. Только в феврале в 15 воздушных боях капитан сбил три бомбардировщика Ю-87 и истребитель Ме-109. В феврале 45-го в Восточной Пруссии, в районе посёлка Цинтен, он дважды вылетал на штурм вражеской пехоты и техники. Фашисты не ожидали такого отпора от Красной армии. Противник нёс огромные потери.
В начале апреля Ивана Пятяри повысили в звании, он стал майором авиации. А 19 апреля Указом Президиума Верховного Совета СССР за отличное выполнение боевых задач лётчику-штурмовику Ивану Викторовичу Пятяри присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В конце войны у него на груди появился четвёртый орден Красного Знамени и медаль «За взятие Кёнигсберга».
Последний полёт
После войны Иван Викторович остался на службе в рядах Военно-воздушных сил СССР. В августе 1945-го майора Пятяри направили в Белоруссию в 75-й ГСАП на должность заместителя командира эскадрильи. Там Иван Пятяри женился. Вместе с супругой проживал в городе Лунинец Брестской области. С молодой женой приезжал в Красноусольск навестить родных и близких людей, они вспоминали былые времена, шутили, смеялись. Тогда никто и представить не мог, что эта встреча будет последней. Казалось, жизнь только начинается.
Татьяна Бойко