О неполученных орденах Александра Липкина – прадеда Алексея Ракульцева – узнали спустя десятилетия
И в семье известного в нашем городе человека – театрального режиссера Алексея Ракульцева – есть герои Великой Отечественной войны. Интерес к прошлому, к истории семьи, осознание ее роли в той великой войне и ее вклада в мирное будущее страны возник у Алексея, когда он был уже взрослым, состоявшимся человеком. Сегодня праздник 9 Мая – один из самых главных и любимых для него, а участие в акции «Бессмертный полк» – особая честь.
А еще он мечтает, что однажды побывает у братской могилы, где похоронен его прадед Александр Липкин, геройски погибший в 44-м за освобождение Украины.
Командир уральской роты
Прадедушка Алексея Ракульцева по отцовской линии Александр Андреевич Липкин на фронт ушел не сразу, хотя к началу войны был уже зрелым человеком. Боеспособный 35-летний мужчина был оставлен в тылу как один из немногих, имевших в городе Камышлове (Свердловская область) высшее образование. Он принимал участие в управлении городом, принося несомненную пользу, но душа безудержно рвалась на фронт. А когда в 42-м начали возвращаться с фронта раненые, покалеченные защитники, Александр не выдержал. Собрав из оставшихся в городе мужчин и юношей роту, он добровольцем отправился на фронт. Шел 1943 год...
Воевал лейтенант на 1-м Украинском. Командовал той самой ротой, которую привел с Урала. Спустя годы хорошо помнившая отца Мария Александровна, которой в начале войны было 13 лет, не раз рассказывала своим внукам историю, характеризующую его как понимающего командира и просто доброго человека.
– Как-то его рота совершала марш-бросок на дальнее расстояние. Шли долго, один солдат травмировал ногу и всё время отставал, тормозя продвижение всего подразделения. Замкомвзвода его подгонял: скорей, скорей. Тогда мой прадед подошел к этому молодому солдату и начал разговаривать с ним на разные темы. Расспросил о доме, откуда он родом, чем занимался до войны. А сам тем временем понемногу ускорял темп ходьбы, – вспоминает рассказы бабушки Алексей. – Сам того не замечая, раненый догнал роту. Этот случай говорит о чуткости, человечности моего прадеда, за что я его бесконечно уважаю и горжусь им.
Последнее напутствие
Весной 1944 года командир стрелковой роты 626-го стрелкового полка 151-й стрелковой дивизии Александр Липкин отличился в кровопролитных боях за освобождение Украины, за что был удостоен высокой боевой награды – ордена Александра Невского. Посмертно…
Дочки Нина и Маруся были уже достаточно взрослыми, чтобы вести с горячо любимым отцом активную переписку. Незадолго до гибели он писал домой:
«…Сообщаю, что я жив и здоров. Знаю, что вам трудно, но ничего, как-нибудь переживём. Не далек тот день, как разобьем немецких гадов и будем налаживать свою жизнь. Милые детки, слушайте свою маму, не обижайте, учитесь только на отлично. Крепко целую, ваш папа Александр. 10.03.44 г.»
Это письмо стало последним отцовским напутствием.
Поле боя не покидал…
О подробностях подвига его родные, как большинство потомков фронтовиков, узнали спустя несколько десятилетий благодаря документам, опубликованным на сайте Министерства обороны Российской Федерации «Подвиг народа».
Получивший тяжёлые осколочные ранения лейтенант так и не оправился от ран. Он скончался в госпитале города Жмеринка 23 апреля 1944 года и был похоронен в братской могиле.
Неполученные награды
Для своей семьи Александр Липкин всегда был и остается героем. Каждый год его внуки и правнуки встают в ряды «Бессмертного полка», чтобы с гордостью пронести по улицам городов фотографию своего фронтовика.y
Кстати
В 1942 году для награждения командиров были учреждены первые ордена в честь великих русских полководцев – Александра Невского, Суворова и Кутузова. Их могли получить командиры-герои за умелое руководство успешной боевой операцией и сохранение жизни подчиненных при выполнении задания.
В боях за освобождение Жмеринки наши войска действовали самоотверженно. Солдаты и командиры забыли про отдых, сон и горячую пищу. Все несли на плечах тяжелое оружие, боеприпасы. И так по 20-25 км в день.
Промокшие и усталые, но охваченные неудержимым наступательным порывом, воины армии 15 марта 1944 года, на три дня раньше назначенного срока, вышли к Южному Бугу. В тот же день форсировали вздувшуюся от половодья реку и на ее западном берегу овладели населенными пунктами Ворошиловка, Шершни и Гута, открыв войскам дорогу на Жмеринку.
Жмеринка, являвшаяся важным в оперативном отношении железнодорожным узлом, была освобождена 18 марта, и Москва салютовала войскам в честь одержанной победы.