Армейское братство. «Есть такая профессия – Родину защищать!»
Эта крылатая фраза из знаменитого фильма «Офицеры» как нельзя лучше отражает суть службы пограничников. Благодаря им днем и ночью более 60 тысяч километров границы нашей страны на суше, в воздухе и на море всегда были и будут под бдительным надзором. В Муравленко сегодня живут более 200 воинов-пограничников. У каждого из них своя армейская история, а объединяет их настоящее армейское братство, которое они познали за годы службы.
Семейный праздник Олега Кандыбаева
– Я призывался в армию в 1998 году из Свердловской области, где родился и вырос. Стремился попасть в пограничные войска – у меня был достойный пример, мой отец Валерий Павлович с 1970 по 1972 годы нес службу на китайской границе. Я с искренним восхищением наблюдал за тем, как отец в праздничный день надевал китель, зеленую фуражку. Он много рассказывал мне об армейской жизни. И я хотел пойти по его стопам.
В военкомате мое желание учли, и после прохождения учебки, я заступил на охрану границы с Арменией в Мегринском пограничном отряде. Служба прошла спокойно. На контрольно-пропускном пункте мы досматривали машины, пересекающие границу, людей. В наряд с нами всегда заступали четвероногие помощники. Именно благодаря одной такой собаке однажды нам удалось предотвратить провоз наркотических средств на территорию нашей страны. Но в основном приходилось конфисковывать контрабандный товар. В 90-е годы это была в том числе фото- и видеоаппаратура.
День пограничника стал для меня настоящим семейным праздником, потому что границу нашей Родины в разное время охраняли мои дядя, зять, двоюродный брат. А когда в 2000 году я женился, то оказалось, что и тесть тоже был пограничником. Шурин чуть позже также отслужил на границе с 2003 по 2006 годы, включая службу по контракту. Вот такое оказалось пограничное братство в рамках одной семьи.
Армия научила меня многому. И не только настоящей мужской дружбе. За два года, проведенных в пограничном отряде, у каждого из нас открывались какие-то таланты, все мы постигали что-то новое. Я, например, научился стричь, и мне это в жизни пригодилось. Считаю, что правильно говорят: гражданскую жизнь вспоминают два года, а службу в армии – всю жизнь. Так оно и есть. Мы с сослуживцами до сих пор поддерживаем связь, общаемся, при случае обязательно заезжаем в гости. Хоть и живем далеко друг от друга.
Виталий Пряженцев охранял военный объект
– Сегодня я несу службу в городской пожарной части. А 19 лет назад вместе с четырьмя муравленковскими ребятами и 15 новобранцами из Ноябрьска был призван в ряды Вооруженных сил России. На военном самолете Ан-24 нас отправили в Салехард для прохождения медицинской комиссии. В салоне не было сидений, поэтому летели просто сидя на полу.
Вечером того же дня на том же самом самолете мы полетели в Воркуту, а через месяц меня направили на учебу в московский центр Школы младших авиаспециалистов. Я прошел подготовку по специальности «бортовой механик Ми-8». Теоретическая подготовка сменялась физической и тактической. Я до сих пор помню названия некоторых узлов и агрегатов.
Полгода в учебном центре – и снова в дорогу. Только теперь нам нужно было восемь дней ехать на поезде, чтобы добраться до Владивостока. Именно там мне предстояло проходить дальнейшую службу. Это было зимой, день короткий, поэтому мы даже начали путать день с ночью. Но зато ехали с комфортом. Родственники некоторых ребят по дороге на остановках передавали сумки с продуктами, и мы всю дорогу отъедались домашними деликатесами.
Я попал в 11-й отдельный авиационный пограничный полк. Мы охраняли военный аэродром. Территория была большая, поэтому в наряды приходилось выходить через сутки. Охрана осуществлялась в любую погоду – и в снег, и в дождь. Мне лично не пришлось задерживать нарушителей, хотя незаконные попытки проникновения на военный объект иногда предпринимались. Так что нужно было быть всегда начеку и не терять бдительности.
За два года я прошел путь от рядового до заместителя командира взвода. Армейские навыки пригодились мне и после демобилизации. Вернувшись спустя два года в родной Муравленко, я уже через две недели заступил на службу в пожарную часть и несу ее до сих пор. Всё это время поддерживаю дружеские отношения с сослуживцами, в том числе и с теми, с кем призывался из Муравленко, – Максимом Дубовиком, Геннадием Каткилевым. Мы хоть и служили в разных частях, но все были пограничниками.
Северные рубежи Дмитрия Головко
– Я горжусь, что служил в погранвойсках. Два года, проведенные на самых северных рубежах нашей страны, навсегда остались в моей памяти. Меня призвали в 2002 году. В Ноябрьске мы прошли медкомиссию. Нескольких призывников, в числе которых оказался и я, выбрали для службы в погранвойсках и на автобусе доставили в аэропорт. Нам предстоял перелет на грузопассажирском самолете до учебного центра в Воркуте.
Всё так стремительно произошло, что я даже опомниться не успел – еще утром был дома, а вечером уже на службе в армии. Нам выдали форму, заселили в казарму. После прохождения учебки, где я получил специальность связиста, меня отправили на заставу, в погранотряд «Тикси». Он дислоцировался в одноименном населенном пункте стратегического значения. На территории размещался военный аэродром, радиолокационные войска.
Тяжелее всего было зимой. Там хоть и не такие сильные морозы, как у нас, но зато они сопровождаются сильным, пронизывающим насквозь, ветром. Если начиналась пурга, то в метре от тебя ничего не было видно. В самом начале службы со мной произошел такой случай: меня отвезли в передающий центр, откуда я должен был принести в аэропорт необходимую деталь для самолета. Несмотря на то, что центр находился всего примерно в километре от заставы, из-за пурги я сбился с пути и уже не надеялся, что доберусь до нее, замерз, помню, тогда сильно, хотя и одет был тепло. Но мне повезло, что непогода немного утихла, и я увидел впереди здания аэродрома и пошел в том направлении. На заставе уже хотели пускаться на мои поиски.
Также вспоминается случай, когда произошла авария на котельной. Работал только один котел, его мощности хватало на то, чтобы лишь слегка обогревать казарму. Приходилось спать в одежде, укрывшись несколькими тулупами. Они очень тяжелые, поэтому всю ночь было ощущение, что ты чем-то придавлен.
Летом в Тикси наступал полярный день. Солнце не садилось за горизонт, а только доходило до него и двигалось вдоль.
Но никакие тяготы службы меня не пугали. Во-первых, мне много рассказывал об армии старший брат, который к тому времени уже успел отслужить, во-вторых, в юности я занимался спортом, поэтому физические нагрузки переносил легко. Служить в армии мне было интересно. Тогда у нас не было сотовых телефонов, мы не имели возможности звонить по выходным родителям. Зато мы писали и ждали писем, посылки из дома. Жили одной большой мужской командой. Помимо армейских навыков, мы получали дополнительные знания и умения. Например, в самом начале меня отправили нести службу на кухне. Буквально за сутки я научился печь хлеб в промышленных масштабах. Иногда доводилось летать с разведывательно-поисковыми группами по близлежащим островам и разыскивать людей, которые незаконно добывали бивни мамонтов. Много таких задерживали. В общем, служба в армии оставила глубокий след в моей жизни, и мне есть что вспомнить.