«АшиПка» – как пятно на репутации. Правила русского языка ещё никто не отменил
«Вообщем, спросони, корпаратив, охото, типо, спишимся, понела, кого делаеш?»… Список можно продолжать до бесконечности, и у каждого грамотного человека есть «любимые» ошибки, при виде которых хочется и плакать, и смеяться. Все мы по-разному относимся к вопиющей безграмотности в сетях, в интернете. Кто-то спокойно реагирует на неверное написание слов, кто-то морщится, а кто-то активно протестует и высказывает негодование. Своим мнением о том, допустимы ли ошибки в Сети, можно и нужно ли с этим бороться, с читателями делятся педагоги, эксперты-филологи, муравленковцы разных возрастов.
Тот, кто много пишет для виртуальных ресурсов, регулярно сталкивается с упреками в безграмотности. То запятую поставил не там, то букву пропустил. Если знаки препинания и буквы на местах, упрекнут в неточности формулировок. Страсти порой разгораются нешуточные. Поборники грамотности жалуются, что ни один текст нельзя прочесть без страданий –
ошибки выскакивают в самых неожиданных местах и не только у популярных блогеров, но и на страницах уважаемых изданий. Безграмотность проникает повсюду, и это факт.
Безграмотность вызывает недоверие
Александр Карабен, режиссёр ДК «Украина»:
– В наше время владение основами грамотной речи – символ причастности к некому тайному обществу, к узкому кругу избранных. Неприятно, когда даже в деловой переписке невозможно нормально прочитать текст, потому что из-за отсутствия запятых и неправильных склонений его смысл теряется. И уж совсем печально видеть такое: «в априори», «в крации», «пятух». И таких примеров сколько угодно. Любопытно, как складывается представление о человеке, с которым ты ведешь переписку в Сети. Если он пишет грамотно, перед глазами возникает образ приятного человека. А вот безграмотность, независимо от того, насколько хорош этот человек внешне или как специалист в своем деле, вызывает ощущение, что ты переписываешься с кем-то некомпетентным. В общем, я бы не стал доверять ни врачу, ни маркетологу, ни инженеру, если он пишет безграмотно.
Безусловно, грамотности можно научиться и, конечно, без чтения тут не обойтись. Ведь когда видишь огромное количество разных слов, срабатывает зрительная память.
Проверить себя
Катя Гордиенко, школьница:
– В соцсетях я иногда соблюдаю правила, а иногда нет. В личных сообщениях делаю это реже, а вот если выкладываю текст на всеобщее обозрение, всегда проверяю себя на ошибки. Для меня важно, какое впечатление я произвожу. А вот отношение к чужим ошибкам зависит от моего отношения к людям, которые их допускают.
«У меня всё ок»
Надежда Трифонова, учитель русского языка и литературы школы № 5:
– Когда мои ученики пишут диктанты, они концентрируются. А вот в соцсетях им оценку получать не нужно, поэтому как говорят, так и пишут. То есть очень быстро. Динамика жизни сегодня такая. Слово «хорошо» заменили коротким «ок», слово «сейчас» сократилось до «щас». И нередко переносят из соцсетей в школу, особенно этим грешат пятые, шестые, седьмые классы, старшие дети всё же ответственнее подходят к учебе. Например, недавно шестиклассники писали сочинение на тему «Итоги прошедшего года», и я встретила такое: «У меня всё ок».
Беда в том, что дети не читают сейчас. У меня в классе 25 человек, из них только 5-6 читают художественную литературу. Остальные в социальных сетях читают безграмотные сообщения, которые и становятся для них нормой. Как с этим бороться? Если в классном чате вижу ошибку, на уроке зову к доске, чтобы нашел проверочное слово. Поскольку я с ними «ВКонтакте», дети уже думают, прежде чем написать что-то в общей группе: «Если напишу неправильно, Надежда Зиновьевна вызовет завтра к доске». Следить за ними всегда невозможно, конечно. У ребенка должно быть свое пространство, где он может поделиться секретами с друзьями.
Разве не этому мы учились в школе?
Елена Митрофанова, редактор бюро проверки газеты «Наш город»:
– Я как филолог за грамотность! «Превед, медвед» уже не модно, хотя несколько лет назад было, как говорится, прикольно. Писать без ошибок по правилам русской орфографии – разве не этому мы учились в школе? Понятно, что русский язык сложный, не все были отличниками, да и за «ашипки» в интернете двойки не ставят. Но всё же не допускать их – вот к чему можно и нужно стремиться. Писать следует правильно, а не как удобно. Читать исковерканный ошибками текст трудно и неинтересно. Не следует позволять себе писать и говорить низкопробно. Призываю писать грамотно, уважая себя, интернет-аудиторию и родной язык.
Запоминать глазами
С детства нам твердили «читай больше, и будешь писать без ошибок». Но это утверждение подходит лишь людям с хорошей зрительной памятью. А с ней надо родиться, иначе никакие книги не помогут. Примеров из жизни сколько угодно. Такие люди визуально запоминают слово, а при написании видят, что слово выглядит как-то иначе, если написано с ошибкой. Эту способность еще называют интуитивной, или врожденной, грамотностью.
В последнее время детей с хорошей зрительной памятью становится всё меньше, ведь с раннего возраста они видят не буквы в книге, а постоянно движущиеся картинки на мониторах компьютеров или экранах телевизоров. Глаз ребенка не имеет возможность запомнить образ слова и отложить его в долговременную память. Пример тому – две мои дочери. Когда росла старшая, компьютера у нас еще не было, и я ей очень много читала. Самостоятельно она начала читать уже в четыре года. По этой причине или потому, что ей посчастливилось унаследовать мою зрительную память, с русским языком она в хороших отношениях. И уж совсем по-современному выглядит картина с младшей дочерью. Ей я книги читала значительно реже, она выросла на мультиках и фильмах, а еще в ее жизнь рано вошел интернет. Возможно, поэтому с книгами она не очень-то дружит. Но сказать, что она неграмотна, не могу. Всё же память – штука наследственная.