По комсомольской путёвке приехал 35 лет назад в Муравленко Валерий Квиникадзе

1 сентября 2019
Автор: Юлия Сидарюк

В трудовой книжке одного из муравленковских первопроходцев Валерия Квиникадзе только две записи: 12 мая 1984 года уволен со срочной службы в запас, а уже 24-го принят в Управление технического транспорта НГДУ «Суторминскнефть» механиком-водителем 6-го разряда.

Комсомольцы-добровольцы

На вопрос, какими ветрами сразу после службы в армии его занесло на Крайний Север, Валерий Вахтангович с улыбкой отвечает:

– Я был комсомольским вожаком, секретарем комсомола роты. И когда перед дембелем нам предложили отправиться по комсомольской путевке на север Тюменской области, отказаться не смог. Ведь я был примером для своих товарищей.

С Валерием вызвались ехать еще четыре человека. Когда парни получили свои путевки, знали только, что едут на ударную комсомольскую стройку, а вот куда именно и что их там ждет, даже не представляли…

В мае 84-го комсомольцы-добровольцы сели в поезд и, даже не повидавшись с родными, тронулись в путь. Позади у двадцатилетнего Валерия были два года армейской службы, и уже имелся опыт вождения танка. Судьба уготовила ему стать первопроходцем этих мест, водителем легендарного вездехода Крайнего Севера ГАЗ-71, предназначенного для непроходимых болот и снегов.

– Нас сразу отправили на работу в еще даже не начинавший строиться Муравленко. До осени мы жили в конторе нашего транспортного предприятия. В одном из кабинетов стояли три кровати, тумбочки и два стола. Днем за ними работали специалисты по технике безопасности и безопасности движения. Утром мы уходили на работу, они занимали кабинет. А когда мы возвращались, их уже не было. В сентябре нас заселили в только что построенное общежитие на Молодёжной, 3, где я прожил три года. Сейчас его уже нет, разобрали. В 87-м мне дали квартиру на Комсомольской, 15, – вспоминает первые годы на Севере Валерий Вахтангович.

А старый шлем всё там же...

За прошедшие десятилетия он вдоль и поперек прошел на своем вездеходе леса и топи Суторминского, Крайнего, Вынгаяхинского, Сугмутского и других месторождений. Доставлял на кусты операторов, маркшейдеров, электриков туда, где специалистам необходимо сделать работу, но куда не пройдет никакая другая техника.

– Было время, я лет десять не попадал на Крайнее месторождение, работал на других. А когда приехал, даже прослезился. Прошелся по местам, где еще практически пацаном бегал, где бруснику ел горстями. Но самым удивительным было спустя столько лет обнаружить всё на том же дереве старый шлем, который я когда-то сам туда повесил, – улыбаясь, говорит Валерий Вахтангович.

Помимо основной работы не раз приходилось попутно вытаскивать увязшую в болотах или снегах технику.

– Машина эта – настоящий зверь! По болоту, снегу, пескам – везде пройдет, – с гордостью и уважением к другу-вездеходу, с которым связано 35 лет жизни и множество серьезных, смешных и даже печальных историй, говорит Валерий Вахтангович. – Только в торфе вязнет, приходится самому помогать.

Есть у водителей вездеходов излюбленный способ выйти из подобной ситуации: проброшенное поперек и прикрепленное цепью к гусеницам бревно протаскивается ими под машиной. Именно поэтому на борту вездехода всегда имеется запасное бревно. А вот если дерево не выдерживает веса «танка», на помощь приходят топор или пила «Дружба-2». Однажды у Валерия Квиникадзе сломалось топорище, пришлось стачивать сосну нужной толщины одним зубилом...

«Пойду к грузину»

Как-то делали «зимник» за 25 километров от города, и мы поехали его проверять. Собрали колонну: я на своей «газушке», Саня Федорчук на кране, Дима Ломпас на трелевочном тракторе. С нами поехал один из руководителей – Владимир Турибаевич Халиуллин. Хороший был человек, но общаться с ним было непросто, потому что до всего ему дело было. Первую дорогу он ехал с Саней. Остановились, сделали перекур, он перешел к Диме. Кран с трактором впереди едут, а я замыкающим, чтоб в случае чего вытащить. Туда проехали без ЧП, а на обратном пути застрял кран. Я обошел колонну по снегу, вытащил кран и встал на обочине, чтобы остальные проехали. Ночь, фары горят, я заметил только, как наш пассажир к Диме прошел, больше ничего. Колонна двинулась, я следом. В пути у меня сигареты закончились (тогда я еще курил). Догоняю ближайшую машину, сигналю фароискателем. Дима остановился, полпачки мне отсыпал, и тут я понимаю, что Дима в кабине один. Оказалось, на последней стоянке Владимир Турибаевич сказал ему: «С тобой не хочу ехать, пойду к грузину»...

Мы уже отъехали километров пятнадцать от того места, где его оставили. А мороз стоял за сорок. Я разворачиваюсь и что есть мочи гоню машину обратно. Смотрю – живой! Говорит: «Хорошее место уже собирался искать, чтобы снегом не задуло. А ты как понял, что я здесь остался?»

В цех вернулись уже ночью. Утром пришел Владимир Турибаевич в столовую и велел сигареты Квиникадзе больше не продавать. Чтобы стрелять выходил из «танка» почаще.

Окорока в сугробе

– А эта смешная история произошла в 88-м или 89-м году, когда делали дорогу в сторону Сугмута. Мы ездили на месторождение за 40 километров, а посередине пути был лагерь лесорубов, строивших «зимник». Проезжая мимо, я на обратном пути всегда заглядывал к ним в «бочку» – выпить чаю, поговорить. Накануне им завезли продукты, в том числе свиные туши. Холодильника, понятно, не было, и они закопали мясо в снег. Утром проснулись – пургой все следы замело. Где мясо искать? «Шомполами, говорят, всё истыкали, ничего нет. Мы уезжаем уже, если весной найдешь, забирай». Так и получилось: в марте проезжал я мимо того места. Снег под солнцем осел, а из сугробов окорока торчат, – смеется Валерий Вахтангович.

Да будет город!

– В те годы мы и представить не могли, что здесь появится город. Думали, просто специалисты будут отрабатывать и уезжать. А когда в декабре 84-го прибыли украинцы и встали напротив вокзала в вагончиках, поняли: здесь что-то намечается. Я шел с работы в свое общежитие и наблюдал за тем, как украинские строители там, где сейчас Нефтяников, 9 и 11, ставят свой городок. Сначала мы гадали: что за народ приехал, откуда? Потом подошли, разговорились. Оказалось, дома приехали строить. Помню, первый они поставили на Строителей, 3.

Большая часть жизни нашего героя прошла здесь, в Муравленко. На вопрос, не собирается ли уезжать, ведь дело идет к пенсии, искренне удивляется: «Куда?»

– Мне здесь нравится, здесь мой дом. Когда в августе 84-го, через два месяца после устройства на работу, в первый раз уехал домой, уже через неделю обратно потянуло. И до сих пор, где бы ни был – тянет сюда.

Другие новости по теме:
Муниципальные правовые акты
Официальная информация
Баннер
Баннер
Баннер