«Я всегда возвращаюсь сюда…» Ольга Бондаренко знает каждый дом в нашем городе
– Первое, что нас поразило здесь, – солнце в двенадцать ночи. Помню, я шла по пескам в белом летнем костюмчике, с чемоданом в руках и двумя погодками, и нас облепляли комары… Самым трудным было привыкнуть к отсутствию телефона, связь была только по рации. Когда мы с детишками в июне 85-го прилетели рейсом «Ивано-Франковск – Ноябрьск», муж уже работал в Муравленко. В самолете с нами летели одни мужчины. В те первые годы сюда ехали редкие женщины, имевшие возможность оставить детей на «земле». Мне своих оставить было не с кем, поэтому мои дети – одни из первых, которые бегали по этим пескам, – рассказывает Ольга Бондаренко.
Дружно в первый класс
Этим же летом она, без пяти минут инженер-технолог с высшим образованием, устроилась мастером строительного управления отделочных работ (СУОР-1), что от треста «Ноябрьскнефтегазстрой».
– Когда мы приехали сюда, как раз забивали сваи под первую пятиэтажку на Строителей, 3. «Деревяшки» первые уже стояли на Энтузиастов и Молодёжной. И единственный магазин в поселке был. По покупателям, которые выходили из него, можно было легко определить, кто давно здесь живет, а кто только что приехал. Если несет в авоськах продукты – долгожитель. Если сковородки и кастрюли – только что с «земли», – с улыбкой вспоминает Ольга Иосифовна. – И вот ты идешь с работы по бездорожью. Ветер поднимает песок в воздух, и он оказывается повсюду: в волосах, глазах, ушах, скрипит на зубах. Мой начальник любил говорить: «Птичка прилетит, семечко принесет, травка вырастет». И ведь прав был – прилетели птички!
Мы жили в промзоне, оттуда я пешком ходила на работу и обратно, случалось, и на обед. Иногда «вахтовка» нас возила, а порой приходилось комаров кормить или замерзать по дороге. Я перешила под себя ватные брюки, курточку на овчинке и так ходила всю зиму. Мастер с соседнего участка мне говорил: «Ты умный жэнщина!»
Элитное жильё для избранных
Самым элитным жильем в Муравленко 80-х считались бочки, их давали руководящим работникам и выделяли на одну семью, в отличие от вагончиков, которые приходилось делить с соседями.
Только представьте: сорок-пятьдесят градусов мороза, а все «удобства» на улице. Бывало, после урагана неделю не было света, и мы надевали на себя всё, что было, чтобы согреться, – вспоминает прошлое Ольга. – В бочке кровати были встроенными, с укороченными у стены ножками, так же встроенные стол, шкаф, импровизированное отделение зала и прихожечка с плитой и рукомойником. А в конце окошко.
Когда мы прилетели и муж привел нас в новую «квартиру», ее еще не освободили – едва мы ступили за порог, какие-то мужчины взяли свои кирзовые сапоги, спецодежду и ушли.
– Так вот и жили первое время. Ставили на улице буржуйку, умудрялись какое-то овощное рагу из мороженых овощей готовить, – с улыбкой вспоминает быт Муравленко 80-х первопроходец. – А потом у нас в промзоне запустили пекарню на дизеле! Ребенок принесет из пекарни булку только что испеченного горячего хлеба, разорвем ее, внутрь – масло сливочное. Вкуснотища! Если в морозы не приходила водовозка, мы топили в чайнике снег.
Хорошеет с каждым годом
Все эти годы Ольга Бондаренко неизменно участвовала в жизни города. Работала в ЖКХ мастером, начальником ЖЭУ-3, принадлежавших нефтяникам, а впоследствии переданных городу, ведущим инженером во вновь созданном Управлении коммунального заказа. Контролировали качество работы жилищно-коммунального хозяйства, занимались переселением горожан из ветхого жилья, временным размещением погорельцев, принимали новые здания.
Так сложилось, что работа Ольги Иосифовны в Муравленко всегда была связана с жильем. Она знает каждыйдом, когда был сделан ремонт, проверяла каждую крышу, вентиляцию и подвал.
– Наш город не всегда был таким благоустроенным и красивым. В последние годы он очень сильно преобразился. И с каждым днем становится всё краше. Лучшего города, чем наш, нет, а ведь было время, когда мы не верили, что это возможно, – говорит Ольга Бондаренко. – Я не знаю, что больше люблю – море или лес. Много путешествую, побывала в двенадцати странах мира, в некоторых и не по одному разу, но всё равно неизменно возвращаюсь сюда. Весной месяца на три-четыре уезжаю к морю, чтобы погреться. Но август, сентябрь, октябрь – только в Муравленко! И это время я никому не отдам. Каждый день отправляюсь в лес – по грибы, ягоды… Там, где можно побыть наедине с природой. Встающее над лесомсолнце, щебечущие птицы, скачущие по веткам белки, буйство ярких красок осени… Всё это бесценно для меня, и всё это здесь, в Муравленко.