Две трети детей в стране впервые пробуют алкоголь до своего совершеннолетия
Как правило, родители стараются избегать разговоров на непростые темы, в том числе об алкоголе, со своими детьми. По разным причинам. У одних в семье это не принято, другие полностью полагаются на школьное воспитание.
В результате подростки начинают искать ответы на свои вопросы, собираясь компаниями в подъездах, в квартирах у сверстников, во время отсутствия взрослых. По данным Минздрава России, две трети детей в стране впервые пробуют алкоголь до своего совершеннолетия – с 11 до 17 лет.
«Чем раньше родители будут рассказывать детям о вреде алкоголя, тем лучше, – говорит педагог-психолог второй школы Лейла Райх. – Со своей стороны в школе мы эту работу начинаем вести с детьми еще в начальных классах. Делать это нужно очень деликатно. Ненавязчиво. Например, едете в автомобиле, увидели рекламный плакат, правонарушение или человека в состоянии алкогольного опьянения – заведите с ребенком разговор. Спросите у него, что он думает по этому поводу. Расскажите ему о последствиях, делая акцент на том, что, прежде всего, алкоголь разрушает здоровье, убивает организм человека. Обратите внимание на ответственность перед законом. Продемонстрируйте свое неприятие к спиртному и в целом к такому образу жизни».
На самом деле, дети часто сами инициируют разговор по душам на ту или иную тему. Но взрослые, считая, что ребенок еще маленький, отталкивают его от себя фразой типа «Подрастешь, поймешь» и упускают очень важный момент – период формирования жизненных ценностей у ребенка.
«В современном мире родители должны заниматься самообразованием, – уверена Лейла Гивиевна. – Сегодня важно быть грамотным родителем. Ребенку нужно помогать понимать свои эмоции: боль, обиду, разочарование. Учить справляться с ними с помощью того, что ему больше всего по душе: рисования, спорта, совместных просмотров фильма. То есть переключать внимание на положительные эмоции. Дети впервые пробуют спиртное не от безделья или любопытства, а от тоски, от неумения побороть свои страхи и душевные страдания. Также им обязательно нужно объяснять, что и первый раз может оказаться смертельным».
В непринужденной беседе, внимательно слушая ребенка, еще в раннем возрасте можно выяснить, какие ценности у него формируются. И, если нужно, подкорректировать, направить его мысли в верное русло. Например, поразмышлять на тему изменений в законодательстве относительно продажи алкоголя или проявления интереса у детей к пагубным привычкам.
«В нашем городе такие случаи – редкость. У нас очень хорошо налажена профилактическая работа в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, – говорит Лейла Райх. – А главное – пропаганда здорового образа жизни на высоком уровне, и это дает положительные результаты: среди нынешней молодежи быть приверженцем вредных привычек немодно. Общения с такими подростками сверстники стараются избегать».