Евдокия Соснова: «В Муравленко у меня душа поёт…»
Быстрая речь. Торопливая походка. Ежедневно – большой список дел. Пенсионерке Евдокии Сосновой скучать некогда. Помогать другим – это в её характере, закаленном на Крайнем Севере.
В мае 1987 года с мужем и тремя детьми она отправилась на край земли, о котором уже была наслышана от знакомых и друзей. Суровые морозы, неустроенный быт и другие возможные трудности ее не пугали. Более того, Евдокия Соснова мечтала уехать на Север, сердцем чувствовала притяжение этих мест. До этого момента она вместе с семьей проживала в городе Днестровске. Работала на Молдавской гидроэлектростанции в строительной бригаде маляром-штукатуром и плиточником. «Сами понимаете, какой важности это был объект, – рассказывает Евдокия Васильевна. – Огромные мельницы, котельные, трубы, провода, механизмы... Вы себе не представляете, как железо меня манило. Мне нравилось среди этого всего находиться. Я заглядывала везде, где было можно, интересовалась, как что устроено».
Встретили по Уставу
Север семью Сосновых встретил, мягко говоря, неласково. Летели с детьми вахтовым самолетом. Младшему сыну Борису было три года, среднему Александру – шесть, а дочери Татьяне – четырнадцать. Евдокия Васильевна приехала без специального вызова. И в Ноябрьске ее встретила милиция. По закону того времени ей грозил арест на семьдесят два часа. Но многодетную маму пожалели. Пожурили. А после и с жильем посодействовали.
«Нам сразу же оформили прописку. Сначала мы жили в Ноябрьске в «бочке», – вспоминает Евдокия Васильевна. – Первые месяцы не работала, свободного времени было много, и я исследовала окрестности. Рядом с нашими «бочками» и балками находилась котельная. Я заглянула и туда. И мне захотелось там работать, попробовать себя в должности оператора».
И мастерком, и факелом…
А потом был переезд в поселок Муравленковский. Трудовая северная биография Евдокии Сосновой началась в «Холмогортрубопроводстрое». «Родной ХТПС – наш коллектив на Дне строителя в лесу. Это август 1988 года», – показывает черно-белый снимок Евдокия Васильевна. «Я работала в строительном цехе, делала ремонты в квартирах, принадлежавших нашему предприятию, – продолжает ветеран Севера. – В основном это были дома в деревянном исполнении. Допустим, заезжали новые жильцы, подавали заявку в организацию, и мы совместно с плотниками, электриками, слесарями преображали людям жилье, пока они были на работе. Через год я выучилась на оператора котельной, как и мечтала, устроилась работать по этой специальности».
Первая котельная ХТПС находилась на территории нынешней промышленной зоны. Сейчас это район Соснового Бора. Там же располагались жилые «бочки», общежития, несколько коттеджей, столовая для рабочих и административное здание. Их нужно было обогревать. Процесс не был автоматизирован, как сейчас на современных котельных.
«Печи стояли совсем примитивные, топили нефтью, а разжигали с помощью факела, – рассказывает Евдокия Васильевна. – Но лично я не чувствовала никакой опасности. Меня завораживала работа».
Бабушкина радость
Оператором котельной Евдокия Соснова проработала до выхода на заслуженный отдых. После ХТПС подавала тепло в помещения на ДНС-1,
затем трудилась на котельной городского водозабора. Так сложилось, что в 1989 году она осталась одна с тремя детьми. Справляться с трудностями удалось благодаря свойственным ее натуре оптимизму и огромному желанию помогать другим. Именно из-за этой золотой особенности характера в жизни Евдокии Васильевны появились верные друзья. Например, с Ларисой Валентиновной Мирошниченко, тоже оператором котельной, она дружит с 1991 года. Сегодня гордится тем, что смогла не просто вырастить и выучить детей, помочь каждому приобрести жилье, но и воспитать их хорошими людьми. Все уже взрослые, создали крепкие семьи, сами стали родителями, живут и работают в городе Муравленко.
«Я уже прабабушка. У меня правнучка есть, – делится радостью Евдокия Соснова. – Четверо внуков. Все по очереди ночуют у меня в выходные. Балую пирогами, блинами и вкусными супами. Но в будни я дома не бываю. Ко всем детям надо заглянуть, каждому помочь по хозяйству похлопотать. А как же, я для этого и живу. Вот сейчас побегу в больницу, у меня там подруга лежит, надо проведать».
Когда в сердце любовь
На заслуженном отдыхе Евдокия Васильевна уже десять лет. С тех пор входит в городской Совет ветеранов. Активно участвует в организации всех мероприятий Клуба инициативных людей. Но при этом успевает шить себе одежду, вязать, разводить и выращивать цветы, а также ухаживать за двумя красавцами-сфинксами.
Есть у Евдокии Сосновой еще одна отдушина. Очень личная. Уже на протяжении пяти лет она совершенно бесплатно, по велению сердца заботится о 78-летней знакомой, которой после аварии стало трудно самостоятельно выходить на улицу.
«Галина Александровна напоминает мою маму, которой уж давно нет на свете, – рассказывает Евдокия Васильевна. – Люблю ее, как родную. Хожу по магазинам за продуктами, в аптеку за лекарствами, в расчетный центр, чтобы плату за ЖКУ внести. Приберусь, поглажу. А готовить она сама еще может. И делает это мастерски. Всегда ждет меня с чем-то вкусненьким».
Город Муравленко Евдокия Соснова считает своей второй родиной. Говорит, что даже в отпуск не ездит потому, что задыхается без этих мест. Именно здесь душа у нее поет, а сердце трепещет от любви. «Мне здесь комфортно и спокойно, – делится Евдокия Васильевна. – Летом на озеро хожу, осенью – в лес за грибами, зимой по городу гуляю с удовольствием. Красота какая кругом! Мои дети все в Муравленко живут, даже внучка не уехала, семью здесь создала. И я не хочу отсюда никуда уезжать. Мне здесь очень хорошо. Скучать уж точно не приходится, без дела дома не сижу».