Елена Косогова: «Мы всегда старались держаться вместе»
– Мне нравится здесь жить. Здесь моя работа. Здесь прошла молодость, – говорит сегодня Елена Косогова. – В Муравленко живёт вся моя родня: мама, брат, сын, сноха, внук. От мысли о переезде из этого города я впадаю в уныние. Если это когда-нибудь и произойдет, то только по очень уважительной причине.
В 1987 году новоиспеченный биолог и выпускница Краснодарского государственного университета стояла перед выбором: вернуться на родину в Ставропольский край или принять приглашение родителей на Крайний Север. В то время отец Елены Виктор Сергеевич Волков уже три года как работал в поселке Муравленковском бурильщиком. Мама Александра Александровна переехала к нему только через год и сразу же устроилась оператором котельных установок на буровой. Но тогда Елена сомневалась, стоит ли ей так кардинально менять свою жизнь, тем более что она была замужем, а в семье подрастал годовалый сын Серёжа. «В Краснодаре оставаться смысла не было, – рассказывает Елена Косогова. – Жили мы там в съемной квартире. И тут как раз родители приехали в отпуск и убедили нас в том, что нужно собирать чемоданы и ехать на Север. Через год к нам присоединился и мой брат, вернувшийся из армии. Так вся наша семья обосновалась в Муравленко. Мы всегда старались держаться вместе».
Учить и заодно учиться
Поступая на биологический факультет университета, Елена Косогова не планировала свою жизнь связывать с преподаванием, хотя образование ей это позволяло. На последних курсах вуза она перевелась на заочное отделение и даже работала на кафедре биологии мединститута. Это то, что действительно ее увлекало. Когда она приехала в поселок Муравленковский, так получилось, что из всех вакантных мест по ее специальности было только одно – учитель химии во второй школе, и то на время декретного отпуска. Молодому педагогу сразу доверили классное руководство в восьмом классе и ведение дисциплины в старших классах – с 7-го по 10-й. В общей сложности работать приходилось на полторы ставки.
«В школе надо круглосуточно находиться, чтобы стать хорошим педагогом, – уверена Елена Викторовна. – В принципе, мне всё нравилось. Очень живая работа. Но и очень сложная. Приходилось не только учить, но и самой заодно учиться. Преподавать. Понимать. К детям прикипаешь душой быстро. К концу учебного года мой муж взбунтовался. Его не устраивало то, что я всё время провожу с ребятней или за проверкой тетрадей. И как раз так совпало, что из декретного отпуска вышла учительница, чью ставку я занимала, и мне пришлось уйти из школы. Но после этого я еще много лет продолжала общаться со своими учениками».
Вместо зарплаты – пайки
Скрупулезный подход к работе у Елены Косоговой был не только в школе. В 1988 году руководитель УТВИКа, словно извиняясь, объяснил, что ставок инженерно-технических работников на предприятии сейчас нет, и он может ее взять только на ставку лаборанта. Этому бывшая учительница даже обрадовалась.
«Надо самой пройти через все производственные этапы, чтобы потом уже не бояться вопросов своих работников, быть компетентным наставником», – считает она. Перейти в инженеры-химики Елене Викторовне предложили только через несколько лет. Затем был перерыв в трудовой деятельности на целых два года в связи с весьма приятным событием: в 1994 году у Косоговых родилась дочь Евгения. «Вскоре наступил очень тяжелый для всех период, – вспоминает Елена Викторовна. – Зарплаты задерживали по полгода. Вместо денег выдавали продовольственные пайки. Муж работал один, а нас – четверо. Поэтому, как только дочь пошла в детский сад, я сразу вышла на работу. А через некоторое время мне предложили возглавить лабораторию».
Первооткрыватели
Начальником лаборатории Елена Викторовна Косогова работает до сих пор, причем всё в той же организации. Правда, название предприятия несколько раз менялось. В разные годы это были ООО «Теплоэнергосервис», МУП «Комэнерго». А сейчас – филиал «Ямалкоммунэнерго» в городе Муравленко «Тепло».
Ответственность за качество подаваемой в город воды, анализ технической воды на котельных, а также стоков водоочистных сооружений лежит именно на ее подразделении.
«То, что касается анализов, расчетов, предоставления результатов, – всё это не сложно, – говорит специалист. – Труднее всего получить аккредитацию лаборатории и соответствовать ее критериям. В 1999 году мне первой в городе выпала такая участь – подтверждать компетентность лаборатории на государственном уровне. Так как это было новшество, то делиться опытом на тот момент было некому. Поэтому приходилось самостоятельно изучать нормативную документацию, проходить обучение на курсах повышения квалификации. В результате всё получилось, и наша лаборатория вошла в первую десятку аккредитованных лабораторий в округе.
С тех пор многое изменилось, и только в сторону увеличения требований к организации работ. Но деваться некуда, стараемся соответствовать. Вот уже двадцать лет регулярно подтверждаем компетентность лаборатории.
Мы идем в ногу со временем. Если много лет назад использовали только визуальные и органолептические методы исследований, то сегодня их значительно больше: спектрофотометрические, хроматографические. Оборудование полностью поменялось. Взять, к примеру, весы. Раньше они были механические, сейчас электронные, высокой точности».
Мама – главный контролёр
Мало кто сегодня из жителей мегаполисов может похвастаться тем, что пьет воду прямо из-под крана. Да что там в крупном городе, даже в соседнем Ноябрьске вынуждены прибегать к химическим методам очистки. Муравленковцам в этом смысле повезло. Наши источники водоснабжения залегают на большой глубине, а песок играет роль естественного фильтра. Все поверхностные воды, которые выпадают, – снег, дожди – просачиваются через него. Кроме того, на самом водозаборе установлена хорошая система очистки. Поэтому по всем бактериологическим показателям наша вода пригодна к употреблению в чистом виде – необходимости в обеззараживании нет, уверена Елена Викторовна.
«Во время плановой промывки труб, конечно же, бывают изменения по качеству. Я сама и все мои родные пьем воду из-под крана. Главный мой семейный цензор – это мама, – смеется руководитель лаборатории. – Когда прихожу к ней, она, бывает, шутит: «Лена, почему-то ваша вода пахнет медным купоросом». А я отвечаю, что у нее что-то не то со вкусом. Так как мы никакие химреактивы не применяем. Потому как очень сложно поддерживать остаточную концентрацию реактивов, которые используются для очистки воды в других населенных пунктах, и они всё равно попадают в квартиры».
Есть кем гордиться
Кстати, сын Елены Викторовны Сергей уже на протяжении более десяти лет работает в «ЯКЭ». Начинал слесарем КИПиА, сейчас исполняет обязанности начальника участка. В этом году занял первое место в окружном конкурсе «Славим человека труда».
«Когда твой ребенок становится профессионалом своего дела, конечно же, это гордость и чувство удовлетворения, – рассказывает Елена Косогова. – Его супруга Катерина также работает в нашей организации специалистом по метрологии. Нам есть о чем поговорить и дома, и на работе, можем обменяться опытом. Бывает, я им помогаю в чем-то разобраться, а иногда и они мне».
Дочь Евгения живет в Екатеринбурге. По образованию – менеджер-логист, работает специалистом по закупкам сети гипермаркетов. «Одно дело, когда ты любишь своих детей, а другое, когда ты их еще и уважаешь за достижения в жизни, – говорит моя собеседница. – Мне очень комфортно с ними, и это огромное счастье».
О самом важном
Женя единственная, кто из семьи Косоговых находится далеко от родных. Но к ее выбору семья отнеслась с уважением. Все остальные – мама Елены Викторовны, брат, сын, сноха и внук живут в Муравленко. И каждые выходные они обязательно собираются вместе.
«Маме 78 лет в этом году исполнилось, здоровье уже не то, но она отказывается переезжать ко мне, говорит, пока может сама о себе заботиться, останется в своей квартире, – делится Елена Косогова. – Как правило, по субботам встречаемся у мамы, как и много лет назад, когда был жив папа. Нам всегда весело вместе, интересно и тепло. На самом деле, самая большая ценность для человека – возможность общаться с родными. И мы стараемся использовать для этого каждую свободную минуту своего времени».