Черпак похлёбки и кусок чёрного хлеба
– Мне 10 лет было, когда война закончилась. Как только с нашей стороны немцев выгнали, осенью 1944-го мы смогли впервые сесть за парты. В мае 1945-го я оканчивала только первый класс. Помню, как нам велели принести чашку и ложку, – рассказывает Валентина Атрошкина. – Во дворе школы организовали полевую кухню. Вокруг цвели сады. А на столах – пшенная похлебка, сваренная на воде, и по целому куску хлеба каждому. Бедные, немытые и голодные, мы хорошо понимали, что значило слово «Победа». Еще как!
Валентина Ивановна Атрошкина родилась в 1935 году на Украине. В 1941-м ее отец Иван Владимирович Дьяченко из глухой Краматоровки Донецкой области перевез семью в Алчевск Луганской (тогда Ворошиловградской) области. Там он работал плотником в шахте. Построил собственный дом. Добротная получилась хата. На две половины. Оставалось полы постелить. Доски уже напиленные были. Но счастливые новоселы и так поспешили занять ее. В одной половине расположились родители отца – дед с бабкой – и их младший сын. В другой – жена Ивана с тремя детьми. Но начатое дело он так и не завершил. В конце июня 1941 года Иван Дьяченко ушел на фронт и не вернулся.
Когда отец постучит в окно…
Ежегодно в Севастополе происходит перезахоронение обнаруженных останков солдат, погибших при обороне города. Благодаря поисковикам с полей сражений «возвращаются» сотни и сотни воинов. К сожалению, многие из защитников и освободителей так и остаются безымянными. Опознать удается лишь очень немногих. А вот отца Валентины Атрошкиной – удалось.
Рано стали взрослыми
Вскоре новую хату Ивана Дьяченко заняли немцы. Организовали в ней свой штаб. Старики, женщины и дети ютились по сараям. Захватчики отобрали у них скот, продовольствие. Кровь для раненых фрицев брали у деревенской ребятни, некоторым детям после таких «процедур» становилось совсем дурно, а кто-то в себя так и не приходил. Поэтому детей прятали в погребах. Там же местные жители укрывались от регулярных бомбежек.
Помнит и такой случай. Раз зашел к ним в жилище фриц и говорит тетке: «Марта, а что у тебя кастрюли пустые и печь не топится?» А она ему возьми да и брось в сердцах: «Черти вас принесли, всё у нас отобрали, а наши дети голодные». Он схватил двух мальчишек лет пяти-шести и ушел.
Самая тяжёлая работа
В 1944 году семья Валентины Ивановны перебралась в уцелевшую после бомбежек и пожаров деревню Золотые Пруды. Да и тамошний колхоз чудом уцелел, школа. «Мазанки стояли обгоревшие, без крыш, вот мы одну такую и заняли, – говорит Валентина Атрошкина.
Камень грузила вагонами
В 1955 году Валентина вместе с мамой, дедом и бабушкой переехали на Урал, в Челябинскую область, город Троицк. На следующий же день двадцатилетняя девушка вышла на работу в карьер грузчиком. И за ночь вручную сама нагрузила вагон камня. За что получила 360 рублей. Этих денег как раз хватило на небольшую землянку, где и поселилась вся ее родня. На следующий день в карьере Валентина повстречала своего будущего мужа. Александр Михайлович Атрошкин работал там экскаваторщиком.
Во имя Великой Победы
Недавно Валентине Ивановне исполнилось 85 лет, тринадцать из них она живет у младшей дочери Галины в Муравленко. Несмотря на свой почтенный возраст, бабушка вышивает прекрасные картины, вяжет носочки для многочисленных близких и заряжает окружающих своей неуемной энергией и оптимизмом, декламируя поэтические строки любимых авторов. Главное ее богатство – это дети, 8 внуков и 19 правнуков. За судьбой каждого она внимательно следит и обязательно участвует. Несмотря на то, что живут в разных городах, каждый год 9 Мая они становятся в строй «Бессмертного полка», чтобы почтить память не только своих дедов и прадедов, но и всех тех, кто положил жизнь во имя Великой Победы.