Приближали Победу как могли
Всё дальше уходит от нас в прошлое Великая Отечественная война, но память о ней живет в сердцах и душах людей. Вечная память погибшим в той войне и глубочайший поклон выжившим… В нашей стране нет ни одной семьи, в которую не постучалась беда. Не стали исключением и родные Женнет Умалатовой.
Последнее письмо родители Ахмеда получили 15 января 1943 года из сочинского госпиталя № 2132, где их сын оправлялся от полученных в бою ран. Уже 28 января судьба снова вела его на фронт. 28 августа того же года рядовой Саламов был переведен в 21-й гвардейский артиллерийский полк 2-й гвардейской Краснознаменной Таманской стрелковой дивизии, в составе которой ему было суждено завершить свой жизненный путь.
Родные долгое время не имели от него никаких вестей. А зимой 1944-го в дагестанское село Аксай пришла похоронка. Из нее семья узнала, что их сын и брат, артиллерист Ахмед Саламов умер от ран 17 февраля 1944 года в отдельном медсанбате № 370. Похоронен он на самом берегу Азовского моря, у западной окраины хутора Юраков Кут в Крымской области.
…В боях за освобождение Крыма от немецко-фашистских захватчиков показал себя смелым, мужественным и отважным.
Так, в боях за высоту 164,5 Керченского района Крымской АССР 16 февраля 1944 года, работая орудийным номером и ведя непрерывный огонь по уничтожению огневых точек противника, огнем своего орудия вместе с расчетом уничтожил 2 пулемета, до 20 солдат и офицеров противника и разрушил один блиндаж.
За свои подвиги приказом от 25 мая 1944 года храбрый артиллерист был удостоен ордена Красной Звезды. Посмертно. Имя героя навечно занесено в Книгу Памяти Республики Дагестан.
Одна из детей войны
Родилась она 20 сентября 1931 года в селе Костек Хасавюртовского района. В их семье было шестеро детей. Каждый ждал от жизни счастья и радости, но вместо этого грянула война.
После ухода мужчин на фронт все трудности легли на плечи женщин, стариков и детей. Отец Зумруд работал секретарем сельсовета. Часто болевшая мать, как все сельские женщины, много работала в поле.
Бабушка рассказывала, что даже в годы войны все дети учились. А после школы трудились на колхозных полях наравне со взрослыми. По вечерам вязали для фронта носки и варежки с указательным пальцем, чтобы удобно было стрелять. Кто умел, шили рукавички и кисеты, в которых солдаты хранили табак. В них вкладывали записки с пожеланиями незнакомым фронтовикам поскорее вернуться домой. Готовые изделия собирали по всему селу и отправляли на передовую. Куда конкретно – никто не знал. Бабушка Зумруд хорошо помнит, как сами они голодали и мерзли, но фронту отдавали последнее. Ведь общей целью всего народа была победа над врагом.
Дальнейшая судьба Зумруд Ибадуллаевны сложилась счастливо. После войны она окончила школу, работала в колхозе. В 1954 году поступила в Дагестанский государственный женский педагогический институт, выучилась на учителя математики и физики. Всю жизнь посвятила детям. Долгое время работала учителем, была директором восьмилетней школы. В 2005 году ушла на заслуженный отдых.