Служба в объективе
Она всегда остается за кадром, но находится в самой гуще событий. С фотоаппаратом и видеокамерой в руках эта женщина лишь на шаг позади своих сослуживцев-мужчин – будь то пожар в городе или авария на трассе.
Прежде чем попасть в структуру пожарной охраны, инженер отдела информации и связи с общественностью ГУ МЧС России по ЯНАО Анна Сидорова прошла долгий путь. Носить форму и работать с теми, кто действительно помогает людям, она мечтала с детства.
В лихие 90-е получить высшее образование было для девушки из Ростовской области делом немыслимым. Анна выучилась на швею, вышла замуж, родила дочь и несколько лет проработала продавцом. Прежде чем по приглашению родственников приехать в Муравленко, жила в Якутии и в Москве. Осенью 2006-го они с дочкой Яной переехали на Север.
Особый язык
Через два года ей позвонили: освободилась должность в группе профилактики пожаров. Еще не представляя, чем будет заниматься, она согласилась.
Пожарная охрана – структура специфическая. Чтобы получить представление о новой профессии, ей пришлось изучать работу огнеборцев, обмундирование, пожарно-техническое вооружение, виды автомобилей. Поначалу сбивало с толку обилие аббревиатур в профессиональной речи сослуживцев.
вспоминает Анна Владимировна. – Пришлось оперативно освоить программы для редактирования фотографий и видеозаписей, учиться монтировать.
Ей могут позвонить в любое время суток: «Аня, у нас пожар». Ее задача – как можно быстрее прибыть на место, поэтому одевается она за три минуты (дома в шкафу всегда лежат специально подготовленные комплекты одежды) и через 10–15 минут уже находится в эпицентре событий.
Страшно даже вспоминать
Самое тяжелое в работе, признается Анна Владимировна, когда в пожаре или ДТП погибают люди. В первое время она плакала, насмотревшись на изуродованные человеческие тела, принимала успокоительное. Выручил психолог: показал специальные упражнения, которые помогают быстро взять себя в руки во время стресса.
Однажды загорелось обшитое пластиком двухэтажное общежитие на Губкина. Глубокая ночь, на улице трескучий 47-градусный мороз, да еще с сильным ветром. Искры полетели на соседний дом. Перед пожарными в ту ночь стояла задача не только вывести из горящего здания людей, но и уберечь от огня их соседей. По словам Анны, в такие моменты у погорельцев нет паники. Увидев спасателей, они успокаиваются.
Как-то на зимнике ушел под лед на глубину 9 метров трактор с бригадиром и трактористом. Спасателям пришлось вызывать водолаза в специальном снаряжении. На месте происшествия Анна Сидорова была единственной женщиной. Отогревшись в палатке, выходила снова, чтобы подробно зафиксировать для архивов процесс извлечения тел из-подо льда. Это лишь мизерная и сильно сглаженная для печати часть ее работы.