Учитель английского языка четвертой школы Людмила Исаева – из числа тех самых первопроходцев нашего города, которые ехали сюда в 80-х не столько за длинным рублем, сколько за северной романтикой. И, как выяснилось, за благоприятным климатом. Вот уже почти 35 лет доброжелательная, отзывчивая, энергичная, она учит премудростям английского языка муравленковских ребятишек. Более 600 выпускников Людмилы Юнусовны работают сегодня по всей стране. Многие, получив высшее образование, вернулись на родной Ямал.
Как во многих семьях северных поселенцев, первым дорогу в тогда еще начинавший строиться поселок проложил муж Людмилы Юнусовны. Шел 1984-й. Пока Геннадий Алексеевич крутил баранку грузового автомобиля по непроходимым дорогам Крайнего Севера, его жена с пятилетним сыном оставались дома, в жарком Узбекистане.
– Мы приехали сюда впервые летом 1986-го и были буквально очарованы природой Ямала: тайгой с грибами и ягодами, этими изумительными по своей красоте озерами... После Узбекистана здешняя природа стала для нас потрясением, экзотикой, фантастикой! – вспоминает Людмила Исаева. – Вернулась в Среднюю Азию, тут же уволилась и приехала к мужу. Навсегда. Сыну тут тоже сразу понравилось. Если «на земле» Валеру мучили бронхиты, то здесь все хвори как рукой сняло. Рос как обычный ребенок – и по сугробам, и по лужам бегал. Всё ему было нипочем! Очень подошел этот климат нам.
Чуть не утонула в сугробе
– Тогда, в 80-х, на месте города был сплошной лес. В том числе и на месте нашей 4-й школы, – рассказывает мне, недавно приехавшей в эти края, старожил Муравленко. – Мы сюда по грибы и ягоды ходили. Когда поставили неподалеку «финские» дома, пришла и в этот район цивилизация.
С юмором вспоминает Людмила Юнусовна, как ходила на работу в свою первую на Севере зиму. Буквально утопала в непривычных южному жителю сугробах.
– Насколько глубоким может быть снег, я тогда еще не до конца понимала, – делится она. – Как-то рано утром пошла по протоптанной дорожке в школу. А на месте «финских» домов оставалась рощица невырубленная. Чтобы сэкономить время, пошла напрямик. Как только с тропинки сошла, провалилась в сугроб! Сижу и плачу: это что же, прямо здесь, в центре города, утону в снегу?! Вспомнила, чему учили в школе, легла на живот и потихоньку выбралась по сугробам к тропинке. Пришлось вернуться обратно на твердую дорогу и идти в школу по улице Ленина.
Как и другие муравленковские первопоселенцы, семья Людмилы Исаевой (кстати, фамилия ее мужа и детей – Шевцовы) жить начинала отнюдь не в отдельной квартире.
– Мы поселились в маленьком «югославском» общежитии, стоявшем в самом начале тогда еще поселка Муравленковского. Четырнадцать семей разных национальностей жили вместе, поддерживали порядок, помогали друг другу. Как удивительно много доброты и отзывчивости было в наших соседях, – с любовью вспоминает прошлое первопроходец. – Не зря говорят – в тесноте, да не в обиде. Комната у нас была маленькая, узенькая – всего девять квадратов. Кровать стояла в уголочке, телевизор… Потом мы квартиру в «деревяшке» получили, а позже мужу выделили двухкомнатную в капитальном доме. В общем, всё как у всех.
В непростом 1991-м родилась дочка. Выросшая в нашем городе Ольга выбрала профессию строителя, сегодня живет и работает в Воронеже. Ее брат Валерий остался в Муравленко. Сын пошел по стопам отца – работает водителем в МТК. Два года назад Людмила Юнусовна овдовела, и теперь вся ее жизнь посвящена детям, внукам и многочисленным ученикам...
«Всё делали вместе и с удовольствием»
Приезжая «англичанка» работу нашла сначала во второй школе. А когда на следующий учебный год открылась новая четвертая, стала одной из первых ее учителей.
– Сначала мы размещались в здании сегодняшней шестой школы. По тем временам она была великолепна: с красивыми стульчиками, столами, новыми зелеными досками. И дети, и учителя были в восторге. Вскоре нас перевели в большое, только что отстроенное здание, в котором наша школа находится и сегодня. Я была тогда классным руководителем в старших классах. Вместе с детьми мы убирали строительный мусор, отмывали, а потом оформляли классы. И делали это с таким удовольствием, будто собственный дом обустраивали, – вспоминает учительница.
И школа действительно стала для ребят и их учителей домом, территорией комфорта. Тридцать лет назад 50-градусные морозы в Муравленко были нормой. Для детей, чьи родители работали при любой погоде, школа являлась самым безопасным местом, где они с утра до вечера находились под присмотром учителей.
Новые форматы
В свои 70, которые отметила недавно, Людмила Исаева продолжает работать в школе. Учитель со стажем не скрывает, что к новому, дистанционному формату обучения приспособиться было непросто, ведь за десятилетия педагогической практики привыкла именно к живому общению с учениками. Но она справилась.
– Когда в первый раз весной мы перешли на дистанционное обучение, не сразу мне удалось вписаться в новый формат уроков, – признается педагог. – Но у меня очень отзывчивые молодые коллеги, замечательные ученики. Они-то и помогли справиться с техническими тонкостями.
Словом, о том, чтобы уйти на пенсию, эта удивительно энергичная для своих лет женщина пока даже не помышляет. И секрет ее молодости, убеждена Людмила Юнусовна, в общении с молодежью.
– В гостях хорошо, а дома лучше. Или, как говорят англичане: «East or West home is best», что означает: между востоком и западом лучшее – это дом, – с улыбкой завершает наш разговор Людмила Исаева. – Вот идешь по улицам Муравленко, а навстречу ученики – бывшие и сегодняшние. Здороваются, улыбаются – для меня это очень много значит. Куда бы ни ездила, всегда хочется вернуться сюда. Ведь я всей душой полюбила эти снега и суровые северные морозы.