От двоек никто не застрахован
Когда я в детстве принесла в дневнике тройку, меня не ругали. Но сама я чувствовала себя ужасно и уже на следующем уроке тянула руку и рвалась отвечать у доски. С тех пор и до самого получения аттестата от оценки «неудовлетворительно» у меня начинал нервно дергаться глаз. И сразу вырисовывалась картинка, как мама удручающе качает головой. Всё бы ничего, но в этом году я вновь столкнулась с темой отметок. Правда, теперь уже в дневнике дочери-второклассницы.
Как-то раз за очередную самостоятельную работу ребенок получил тройку. Едва переступив порог дома, дочь начала плакать. Чтобы успокоить ее, я опрометчиво бросила, что отметки нам не важны, главное – старание. Правильно ли я отреагировала?
– Конечно, это прозвучит банально. Но родителю, который узнал о неудовлетворительной оценке, нужно взять себя в руки и спокойно поговорить с сыном или дочерью. Да, это сложно. Но необходимо дистанцироваться от ситуации и найти причину. Может быть, у ребёнка конфликт с одноклассниками или же он до сих пор не адаптировался в школе. Неудивительно, что возникают такие проблемы, – объясняет Екатерина Кузнецова, специалист по работе с молодёжью Молодежного ресурсного центра. – Однако говорить ребенку, что оценки не важны, также не стоит. Просто объясните, что сегодня случилась неудача, он получил двойку или тройку, но это можно исправить.
Мотивировать, но не лишать детства
– Мне всегда родители говорили, что для того, чтобы добиться в жизни успеха, нужно хорошо учиться. Под успехом они подразумевали поступление в вуз, аттестат о высшем образовании и возможность совершать дорогие покупки. В итоге я зациклилась на оценках, испытывала огромное давление. На мой взгляд, слишком рано повзрослела, – рассказывает Нина.
В этом случае мама и папа пытались мотивировать ребенка на достижения в учебе. Но не пришли к желаемому результату. Почему?
– Как правило, такие ситуации возникают у родителей, которые сами были отличниками, или же у тех, кто хочет реализовать свои мечты с помощью детей. Их сыновьям и дочерям трудно вдвойне: в представлении взрослых ребенок должен учиться на одни пятерки, – комментирует Екатерина Викторовна. – Не нужно требовать от ребенка успеха во всех направлениях: в математике, в литературе, в танцах, в спорте. Не завышайте требования!
Специалист советует родителям оценивать знания дробно: за правильно решенную задачку, за грамотность или прилежность. Например, скажите: «Ты пишешь без ошибок, но делать это нужно аккуратней».
Вместе с учителем
– Как только нам выставили отметки за первую четверть, я была, мягко говоря, в шоке. Я, конечно, видела, что у ребенка есть тройки за самостоятельные, но надеялась на итоговую четверку. Побежала к классному руководителю. Думала, выскажу всё, что наболело. Но… вместе с педагогом мы обсудили, почему сын не успевает в учебе. После этого стали общаться достаточно часто, скоро удалось подтянуть и успеваемость, – делится своим опытом Татьяна.
Специалист уверяет, что мама поступила правильно.
– Если возникают проблемы, обращайтесь к классному руководителю. С ним можно проследить динамику успеваемости и выяснить, какую тему не усвоил школьник, – говорит Екатерина Кузнецова. – А потом дома проговорить с ребенком. Главное, не давить на него. Если не готов сегодня рассказать о своих трудностях, то к разговору можно вернуться на следующий день. И ни в коем случае нельзя обсуждать учителя в присутствии ученика, даже если вы не согласны с отметкой.
Деньги VS внимание
– Мой ребенок сообразительный и может учиться на четверки и пятерки. Если бы не его лень. После очередного разбора полетов решила платить за каждую хорошую оценку. Договорились быстро. И пока сын не нарушает условия. Нам, действительно, такая мотивация помогла, – рассказывает Светлана.
– Можно ли платить деньги за успешную учебу? Почему бы и нет? Если это реально помогает. Понятно, что речь идет не о больших суммах. Так, чтобы ребенку хватало на карманные расходы, – продолжает Екатерина Кузнецова. – Ребенок учится, это его «работа», и за нее он может получать зарплату.
Но у этого подхода есть и противники. Они считают, что использование денег – это неверное решение. Вознаграждение не заменит участия родителей в жизни ребенка. Для детей важен не только результат, но и вовлеченность взрослых, их внимание к тому, что происходит с ними в школе. Даже обычный разговор или обсуждение поможет ребенку «расставить по полочкам» полученную информацию.
– Нужно прийти к золотой середине. Мотивируйте деньгами, но не забывайте про участие в жизни ребенка. С утра правильно настройте сына или дочь, поцелуйте, пожелайте хорошего дня, а вечером вместе обсудите всё, что произошло в школе, – советует Екатерина Кузнецова.
«Домашка» – запретная зона для взрослых
– Сейчас каждый год дети сдают экзамены. Как в такой ситуации не реагировать на оценки? Они же пойдут в аттестат! Рука так и тянется помочь ребенку с уроками, – рассказывает Наталья.
А в этом случае мнения и педагогов, и психологов сходятся. Такое поведение взрослых сильно бьет по самооценке ребенка.
– Не помогайте с уроками, если вас не просят, – уверяет Екатерина Кузнецова. – «У тебя всё равно ничего не получится. Лучше я сделаю сама», – именно так они оценивают вмешательство мамы или папы. К тому же нужно приучать детей к самостоятельности. К сожалению, первой двойки никому не миновать. Это может случиться как во втором классе, так и в шестом. Не застрахованы от «неудов» даже круглые отличники. Главное, с чем нужно справиться родителям, – найти такие методы мотивации, которые не отобьют у ребенка желание учиться и не подавят его веру в себя.
Комментарии
Тамара Булгиева, начальник отдела нормативного обеспечения и инспектирования управления образования:
– Конечно же, главное не оценки, а полученные знания, ведь ученикам в будущем предстоит справиться с выпускными экзаменами. В целом, сейчас в стране складывается единая система оценки качества образования, куда входят и всероссийские проверочные работы (ВПР), национальные и международные исследования, государственная итоговая аттестация выпускников 9 и 11 классов. Например, муравленковские второклассники уже выполнили ВПР по русскому языку. А это 400 мальчишек и девчонок. Результаты хорошие, лидером по качеству подготовки по этому предмету стала четвертая школа.
Такие же испытания предстоит пройти всем школьникам, начиная с четвертого класса. Дисциплины разные: русский язык, математика, окружающий мир, биология, история, география, обществознание, химия. А семиклассники выполнят диагностическую работу по иностранному языку муниципального уровня.
Алла Шарапова, заместитель директора по воспитательной работе школы № 6:
– В 2017 году в системе «Сетевой город. Образование» мы начали использовать новый подход в оценивании: теперь у каждой отметки есть «вес». Но не нужно путать его с баллами. Система оценки так и осталась пятибалльной, ничего не изменилось. Только теперь, например, домашняя работа, выполненная самостоятельно, весит 1 единицу, а проверочная или диктант с грамматическим заданием – 8. И двойку за проверочную работу не закроют даже две пятерки за «домашку».
Не секрет, что многие мамы и папы помогают детям выполнять задания дома, тем самым отучают ребенка быть самостоятельным с самого первого класса. «Весовая» система является наиболее объективной, потому что определяющими становятся знания и способности самого школьника, его умение применять полученную информацию на практике. Это готовит ученика и к будущим экзаменам, так как он сможет реально оценивать свои возможности.
Двойки можно исправить. Педагоги проводят анализ ошибок, определяют темы, по которым есть затруднения, намечают план действий и доводят информацию до родителей. А далее начинается индивидуальная работа с детьми в школе. Дома дети должны заниматься самостоятельно, но родителям следует контролировать выполнение заданий.
Специалист советует родителям оценивать знания дробно: за правильно решенную задачку, за грамотность или прилежность. Например, скажите: «Ты пишешь без ошибок, но делать это нужно аккуратней».
Анастасия ПОНОМАРЁВА
Фото Дарьи Тюменцевой