Партизанка Вера останется в памяти смелой и вечно молодой
– Когда я выхожу на шествие «Бессмертного полка» с этим портретом, то ко мне подходят и спрашивают, почему на нем изображена маленькая девочка, – начала свой рассказ Оксана Викторовна Начарова, заместитель заведующей детского сада «Солнышко».
Затем, глубоко вздохнув и собравшись с душевными силами, продолжила говорить:
– Я держу в руках единственное сохранившееся фото моей родной тети – Веры Ульской. Тех, на которых она старше, просто нет.
Но и это изображение вырезано из общей фотографии. На блеклой карточке довоенного времени – большая семья из белорусской деревни Пашутино, несколько поколений. Разместились они возле бревенчатой избы: взрослые сидят и стоят, ребятишки впереди, теснятся к своим родителям. У Веры в руках небольшой букет полевых цветов. Все, в том числе и папа Веры Василий Васильевич, и мама Софья Антоновна, старательно смотрят в объектив. Совместная фотография – большое событие и редкое, ну а каждый день – обычные деревенские дела: полевые работы, уход за домашними животными, хлопоты по дому…
А потом началась война
Мирный уклад жизни разбился 22 июня 1941 года. Началась война. На территорию Советского Союза вторглись полчища фашистов. Они убивали людей, бомбили города, жгли деревни. И повсюду встречали отпор не только военных, но и ополченцев, и партизан!
…Однажды, через много-много лет после окончания войны, в День Победы 9 Мая, Оксана Викторовна Начарова и её сын Павел вместе с жителями города Муравленко возлагали цветы к памятному знаку «Всем убиенным от благодарных живых». И вот тогда Павел спросил: «А в нашей семье есть те, кто воевал?» Оксана Викторовна, не сдерживая нахлынувших слез, стала рассказывать про их родственницу Веру Ульскую, партизанку. С тех пор они уже вместе с сыном поднимали архивы, посещали музеи и не раз бывали в школе, в которой училась Вера. «Мы видели, – рассказывает Оксана Викторовна, – много документов, экспонатов, посвященных героической борьбе красноармейцев и партизан. Поржавевшие каски и оружие, истлевшие документы. И фотографии со страшными сюжетами: казни мирных жителей, расстрелы военнопленных, горящие избы…»
А Вера и ее сверстники видели всё это воочию. Поэтому боролись.
В партизанский отряд Вера вступила в 42-м году, когда жила с родителями, братом и сестрой в деревне Ветрино Витебской области. Ей было тогда 15 лет. Молодые люди могли выполнять задания на оккупированной территории, не привлекая внимания. У них это получалось и в первый год оккупации, и когда Красная армия стала подходить все ближе и ближе, отвоевывая захваченные фашистами земли.
«Жить бы да жить»
Но именно в это время, когда у людей крепла надежда, что вот-вот придут освободители, враги стали зверствовать еще больше. Они прочесывали леса, делали засады. В 1944 году после выполнения очередного задания партизанских связных семнадцатилетнюю Веру и её подругу, девятнадцатилетнюю Лиду, схватили.
«Вера была с детства боевой, – говорит Оксана Начарова. – Чёрт в юбке – так называли ее в семье…» Храбрая! Решительная! Ради высокой цели – освобождения родной земли – презирающая опасность! Такие не боялись врагов и не смирялись даже в фашистских застенках. Вера и Лида организовали побег.
...Лидию быстро настигли и тут же расстреляли. А Вере удалось бежать, но пособник оккупантов выследил и выдал ее.
Предал – односельчанин, пытали и расстреляли – фашисты. Казнили юную партизанку в июне 44-го. За полчаса до освобождения деревни...
Фашизм – страшное зло на земле. Об этом задумываешься вновь и вновь. Ужас от того, что творили нацисты, – и в обличительных речах Нюрнбергского процесса, и в том, как простая крестьянка Софья Ульская искала за околицей села истерзанное и прострелянное фашистскими пулями тело своей дочери. А потом хоронила её, свою Верочку, в родной земле, чтобы уже никто и никогда не сделал ей больно.
Родные помнят погибшую партизанку. «Ей бы жить да жить, – говорит Оксана Начарова. – Такая молодая, всё самое светлое ждало впереди! Но проклятая война стольких забрала!». Вспоминая, близкие Веры Ульской плачут и переживают, однако находят силы, чтобы узнавать хоть по крупицам новые сведения. После работы в архивах, бесед с односельчанами и родственниками некоторые материалы были опубликованы в книгах, написанных родственником, писателем Виктором Карасевым – о партизанском движении. А еще семья Начаровых стала победителем I окружного конкурса имени Ивана Семёновича Шемановского «Музеи и время» – в номинации «История семейной реликвии», где были предоставлены ценнейшие документы. Среди них пожелтевшая от времени справка:
«Дана настоящая Ульской Софье Антоновне в том, что ее дочь Ульская Вера Васильевна действительно находилась в партизанском отряде имени Лазо, бригаде имени Чапаева, в должности рядовая, с 12 августа 1943 года, и погибла в борьбе с немецкими захватчиками 23 июня 1944 года».
Еще один документ – это извещение матери:
«За геройский подвиг, совершенный вашей дочерью Верой Васильевной в борьбе с врагами нашей Родины, ваша дочь удостоена правительственной награды – медали «Партизан Отечественной войны» I степени. Подвиги героев во славу Родины никогда не забудутся нашим народом».
Семья Начаровых – как и их родственники – будет передавать из поколения в поколение рассказ о своих героических земляках, снова и снова станет участником шествия «Бессмертного полка». И вновь Оксана Викторовна понесёт портрет смелой партизанки Веры Ульской – девочки в ситцевом платьице, которая крепко прижимает к себе букетик полевых цветов.
Фото Юлианны ФАЛЬШ
Вера ЗОЛОТОВА №29 от 20 июля 2017 года