Владимир Путин: Важнейшая задача - формирование современной инфраструктуры Северного морского пути

23 сентября 2011

В Архангельске начался Международный арктический форум «Арктика - территория диалога». На открытии с основным докладом выступил председатель Правительства России Владимир Путин. Он отметил, что традиции Русского географического общества в Арктике имеют достойное продолжение, и встреча на форуме - тому подтверждение.

«Первый форум, состоявшийся ровно год назад в Москве, вызвал большой интерес у всех, кого волнуют проблемы Арктического региона, для кого значимы такие темы, как изучение и освоение Крайнего Севера, его экология, этнография, историческое наследие, укрепление климата доверия и партнерства в этом регионе мира. Именно поэтому мы приняли решение сделать наши встречи ежегодными», - сказал он.

В своем выступлении председатель правительства сразу определил главную тему встречи - транспортная инфраструктура региона. По мнению Владимира Путина, это важнейшая основа для гармоничного и устойчивого развития региона, сотрудничества арктических государств. «И город Архангельск, древняя столица Русского Севера, родина первопроходцев ледовых широт, в этом смысле место очень подходящее и даже символичное. Именно здесь, на берегах Северной Двины, создавался российский арктический флот - флот вообще, и арктический в том числе. Ещё в семнадцатом веке строились первые крупные верфи. Архангельская земля - это и родина великого сына русского народа Ломоносова, ученого и просветителя, предсказавшего огромное значение Севера для России, да и для всей цивилизации. Отсюда уходили легендарные экспедиции для изучения северных регионов планеты, в том числе и русско-шведская экспедиция 1878 года, положившая начало навигации по Северному морскому пути и ставшая, по сути, первым совместным международным проектом в Арктике», - отметил премьер-министр.

По его словам, будущее арктического региона тесно связано с его водными транспортными магистралями, и среди них особое место занимает Северный морской путь. «Мы намерены превратить его в один из ключевых торговых маршрутов, причем глобального значения и масштаба. Хочу это подчеркнуть: видим будущее Севморпути именно как международной транспортной артерии, способной составить конкуренцию традиционным морским линиями и по стоимости услуг, и по безопасности, и по качеству. Через Арктику лежит кратчайший путь между крупнейшими рынками Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Этот путь практически на треть короче традиционного южного маршрута, это отличная возможность оптимизировать транспортные расходы. Поэтому государства, частные компании, которые выберут арктические перевозки, вне всякого сомнения, получат весомые экономические преимущества и дивиденды. В целом считаю, что именно транспорт - создание новых морских и воздушных коридоров - способен стать одним из прорывных проектов, объединяющих арктические государства. Мы не только добились бы здесь реальной отдачи, но и отработали бы универсальные механизмы взаимодействия», - заявил Владимир Путин.

Он напомнил, что уже в этом году по Севморпути успешно проведены пробные рейсы по доставке крупных партий углеводородного сырья, набирает обороты и транзитная проводка судов. По предварительным данным, которые привел премьер, общий объем перевозок в этом году может достигнуть семисот тысяч тонн. «Для развития и эксплуатации этой перспективной магистрали Россия намерена реализовать целый ряд мер. Буквально вчера на заседании правительства мы рассмотрели законопроект, который должен урегулировать все вопросы судоходства по Севморпути. Рассчитываем, что уже до конца текущего года этот закон будет принят парламентом Российской Федерации», - сказал он.

Как отметил Владимир Путин, важнейшая задача - формирование современной инфраструктуры Севморпути. Речь идет о комплексном транспортном проекте, призванном обеспечить динамичное развитие и освоение северных территорий России, решение важнейших экономических и социальных задач, создание новых производств и рабочих мест. «Необходимо расширить действующие порты и построить новые - такие, как порт Варандей у пролива Югорский Шар и порт Сабетта на полуострове Ямал. Сам Севморпуть и его опорные гавани будут интегрированы с другими видами транспорта. В наших планах - модернизация речных, автомобильных, железнодорожных маршрутов и коммуникаций, северных аэродромов, аэропортов, обновление полярной авиации. Мы намерены существенно увеличить российский ледокольный флот. Сегодня у нас десять линейных ледоколов. До 2020 года будет построено ещё три универсальных атомных ледокола и шесть дизель-электрических. Мы только до 2014 года, в ближайшие несколько лет выделяем тридцать восемь миллиардов рублей на эти цели», - добавил председатель правительства.

В своем докладе Владимир Путин проинформировал, что на министерской встрече арктического совета в мае этого года был подписан первый в истории юридически обязывающий панарктический документ - Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении в Арктике. «В развитие этого соглашения мы создаем систему предупреждения, мониторинга и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в арктической зоне России. В рамках этой программы на Крайнем Севере до 2015 года появятся десять комплексных аварийно-спасательных центров. Россия и дальше будет самым активным образом участвовать в формировании и укреплении международной правовой базы в Арктике, в том числе это касается готовящегося сейчас соглашения о сотрудничестве при морских нефтеразливах и их предотвращении. Это принципиально новая область международного взаимодействия и, безусловно, она является крайне важной», - сказал премьер.

По его мнению, изменения климата, которые постепенно увеличивают навигационный период, и достижения технического прогресса открывают человеку доступ в новые, еще неосвоенные районы Крайнего Севера. Как отметил Владимир Путин, Россия реально приступает к разработке арктического шельфа, открывает новую главу истории освоения Арктики, и уже совсем скоро в ней появятся такие страницы, как запуск Штокмановского месторождения в Баренцевом море, освоение запасов Карского моря и зоны полуострова Ямал. «Вы знаете и о соглашении компании «Роснефть» с одним из международных лидеров в этой сфере деятельности - американской компанией «ЭксонМобил» - о совместной долгосрочной работе, стратегическом партнерстве. Предусматривается, в частности, создание специального центра в Петербурге, который должен обеспечить научно-технологическую поддержку шельфовых проектов, включая изучение вопросов экологии. Подчеркну, что все наши планы будут реализованы с учетом самых строгих экологических стандартов. Бережное, цивилизованное отношение к природе - это обязательное условие всех программ развития. Бурная хозяйственная деятельность в Арктике принесет пользу только в том случае, если между интересами экономики и задачей сбережения природы будет обеспечен разумный, грамотный баланс, рассчитанный не на десять, пятнадцать или двадцать лет, а по-настоящему на долгосрочную перспективу. Я сейчас говорил о Приразломном месторождении, но там добыча рассчитана на двадцать пять лет как минимум и, естественно, экологическое сопровождение должно быть обеспечено на все эти годы. А на таких месторождениях, как Штокман, пятьдесят лет как минимум добычи. Только долгосрочное сопровождение решения экологических проблем может обеспечить нам этот баланс, о котором я только что сказал. Одно из свидетельств именно такой позиции и такого подхода - это участие России в создании первого коллективного фонда арктического совета, так называемого инструмента поддержки проектов, средства которого пойдут на реализацию природоохранных инициатив, в том числе на ликвидацию экологических проблемных зон в Арктике», - заявил он.

Владимир Путин также рассказал, что Россия приступила к генеральной уборке Крайнего Севера и российской Арктики. В числе первых проектов - очистка Земли Франца-Иосифа от скопившихся бочек с нефтепродуктами. Для этого из федерального бюджета до 2015 года выделяется 2,3 млрд рублей. Аналогичные работы ожидают и остров Врангеля, и российские поселки на Шпицбергене. Будет проведена комплексная оценка экологического состояния еще в семи крупных регионах арктической зоны. «Реализация таких инициатив не только улучшит экологию Арктики, но и позволит разработать уникальные технологии восстановления загрязненных территорий. Я еще раз повторю: именно экологическая составляющая должна стать ключевым лейтмотивом деятельности человека на Крайнем Севере, потому что при всей суровости образа Арктики она обладает самой хрупкой экосистемой на нашей планете. Цена невнимательного, беспечного отношения к ней очень высока, а последствия чрезвычайно серьезны», - добавил премьер.

В завершении своего выступления Владимир Путин заявил, что главная задача - задействовать все ресурсы для того, чтобы досконально изучить ситуацию, которая сегодня сложилась в Арктике, разработать эффективные инструменты, способные снизить уже причиненный ущерб ледовому региону и предотвратить новые риски. «И международный форум «Арктика - территория диалога» может стать, и я очень надеюсь, что станет, площадкой, где можно будет не только обсуждать все эти проблемы, о которых я сказал, но и искать их решение, поэтому предлагаю посвятить следующий форум именно природоохранной тематике», - заключил он.

Источник: ИА Север Пресс

Другие новости по теме:
Муниципальные правовые акты
Официальная информация
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер