ЖКХ Ямала: навести порядок в хозяйстве

7 октября 2011

Круг проблем в сфере ЖКХ известен – это и неплатежи населения и прочих потребителей, и нерациональное управление финансовыми потоками, и отсутствие среднесрочного и долгосрочного планирования на предприятиях ЖКХ и, как следствие - некорректное составление и исполнение производственных программ…

Кроме того, высокий износ основных фондов, некачественное выполнение работ (услуг) и отсутствие контроля со стороны муниципалитетов за деятельностью предприятий и еще масса причин, которые и приводят к тому, что больше половины ямальских предприятий ЖКХ - 61 процент - сегодня являются убыточными. Об управленческом кризисе в жилищно-коммунальном хозяйстве округа говорят цифры: 7,7 млрд. рублей дебиторской задолженности, 9,2 млрд. долгов кредиторам.

От дотаций к целевым субсидиям

Окружными и местными властями предпринимались меры, направленные на реформирование действующей системы управления и финансирования отрасли.

С 2009 года была изменена система финансирования отрасли: перешли от дотаций на выделение целевых субсидий. Теперь предприятиям ЖКХ выделяются средства конкретно на «разницу в тарифах», на благоустройство, капитальный ремонт жилищного фонда и подготовку объектов энергообеспечения к зиме.

За два года финансирования по новому принципу удалось повысить уровень целевого назначения расходов, направляемых муниципальными образованиями в ЖКХ, на 16 процентов. То есть средства, которые предоставлялись из окружного бюджета на финансирование ЖКХ, перестали направляться на финансирование других отраслей (образование, культуру, здравоохранение) и содержание муниципальных органов.

Однако проверки департамента энергетики и ЖКК ЯНАО, Счетной палаты ЯНАО и прокуратуры ЯНАО все же выявили факты нецелевого, незаконного и неэффективного использования средств как муниципальными образованиями, так и предприятиями ЖКХ.

Привлечь частных инвесторов

На модернизацию и реформирование жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа необходимо порядка 10-20 млрд. рублей. Средств, выделяемых ежегодно из бюджетов всех уровней и полученных за счет оплаты за поставленные ресурсы, хватает только на поддержание функционирования предприятий и на 1-3 процента снижения уровня износа в год. На модернизацию и развитие средств уже не остается.

Шесть трлн. рублей - такая сумма требуется России, чтобы навести порядок в сфере ЖКХ (по данным Министерства регионального развития РФ).

Президент России Дмитрий Медведев сказал: «Нужно создавать условия для частных инвестиций», добавив, что «органы госвласти должны активно помогать в этом».

«Ставить вопрос об обеспечении государственного финансирования в таком объеме не имеет смысла, - считает заместитель министра регионального развития Анатолий Попов. - Выход - в привлечении коммерческих средств, но для этого нужно, чтобы инвесторы были уверены в возврате вложенных денег».

В последние два года со стороны федеральных властей много сделано для преобразования отрасли как в плане изменения законодательства, так и в софинансировании расходов на ЖКХ. В августе текущего года Министерством регионального развития и Министерством экономики Российской Федерации был подготовлен и принят план действий по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций (постановление Правительства от 22.08.2011 № 1493-р).

Президент России Дмитрий Медведев сказал: «Нужно создавать условия для частных инвестиций», добавив, что «органы госвласти должны активно помогать в этом».

В рамках реализации указанного плана муниципалитетам рекомендовано завершить техническую инвентаризацию основных фондов ЖКХ, активно включать их в коммерческий оборот, использовать такие формы взаимодействия бизнеса, как государственно-частное партнерство.

Коммунальная корпорация

«Ямалкоммунэнерго» - это единая коммунальная корпорация, которая была создана 18 августа 2011 года в целях исполнения решений Правительства Российской Федерации на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Она будет взаимосвязана с единым расчетным центром, в котором сосредоточится вся информация о потребляемых жилищно-коммунальных услугах, и с окружным информационным центром, аккумулирующим базы данных о техническом состоянии жилого и нежилого фонда.

Главными акционерами компании выступили "Корпорация СТС" - одна из крупнейших частных энергетических компаний РФ, и группа компаний «Интертехэлектро». Их общий уставной капитал составит 100 млн. рублей.

Единая коммунальная корпорация объединит разнородные муниципальные предприятия ЖКХ в одну систему управления. Это позволит снизить эксплуатационные, операционные и управленческие издержки, а также осуществлять единую техническую политику, которая обеспечит модернизацию оборудования, внедрение новых технологий на основе когенерации. Таким образом, удастся реализовать программу поэтапного перехода от дотирования из бюджета к установлению единого (котлового) по округу экономически обоснованного тарифа по видам деятельности.

Компания уже работает в четырех муниципальных образованиях – Надыме, Тазовском и Шурышкарском районах и в Лабытнанги.

Предприятия Надыма и Тазовского района находились в сложном финансовом состоянии. Для того чтобы обеспечить их нормальную работу и избежать социальной напряженности, связанной с возможными проблемами по выплате заработной платы работникам, специалисты предприятий «Теплоэнергоремонт» (Надым), «Тазовскэнерго» и «Жилкомсервис» (Тазовский район) переводятся в ОАО «Ямалкоммунэнерго». Перевод работников предприятий в новую компанию состоится без изменения организационных структур, штатного расписания. Это позволит до наступления критически низких температурных режимов не допустить сбоев в работе по поставке ресурсов потребителям.

Оплата без посредников

В 2012 году вступят в силу новые правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Предполагается, что благодаря указанным правилам собираемость платежей повысится, так как потребитель будет вправе вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, минуя управляющую компанию. А кроме того, сможет по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами либо в безналичной форме (почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет) и иными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Однако законодательные нормы в отношении неплательщиков ужесточатся. Уже через 30 дней после письменного предупреждения должнику вправе ограничить подачу коммунальных услуг. При этом сокращен период, под которым понимается «неполная оплата», то есть задолженность, с 6 до 3 месяцев.

Органы власти, как и предприятия ЖКХ, понимают, что без совершенствования процедур оплаты ЖКУ и повышения качества предоставляемых услуг повысить собираемость невозможно. В 2012 году во всех городах и районных центрах будут функционировать филиалы Единого расчетно-кассового центра. При этом ЕРКЦ будет осуществлять не только сбор платы за жилищно-коммунальные услуги, но и проводить консультационную работу с гражданами по вопросам оплаты за жилищно-коммунальные услуги.

Приборы учета и нормативы

Сегодня на местном уровне при расчете платы за коммунальные услуги применяются нормативы на теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, утвержденные органами местного самоуправления, за исключением муниципального образования город Ноябрьск, где нормативы утверждены правительством автономного округа. В текущем году в результате изменений в федеральное законодательство нормативы во всем автономном округе будут пересмотрены и переутверждены правительством округа. При этом будет сформирован единый подход при проведении расчетов с учетом реальных объемов потребления коммунальных ресурсов.

В перспективе же расчет за коммунальные услуги будет осуществляться на основании показаний приборов учета, и плата по нормативам будет применяться в отдельных случаях.

Другие новости по теме:
Муниципальные правовые акты
Официальная информация
Баннер
Баннер
Баннер