Арктическому туризму быть
На Ямале принята новая программа по развитию турбизнеса.
Анализ современного состояния ямальского туризма показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост туристского потока, спрос на услуги быстро растет. Например, в 2005 году на туристском рынке Ямала с разной степенью эффективности работало шесть организаций, которые в течение года обслужили 2870 туристов. Сегодня в округе 28 таких организаций, и они в прошлом году обслужили уже 25 тысяч туристов.
В регионе созданы несколько туристских брендов, являющихся его визитной карточкой: Полярный круг, Дедушка Севера – Ямал Ири, Сталинская стройка "ГУЛАГ", День Оленевода, Мамонтенок Люба. Идея создания ямальского Деда Мороза была выдвинута еще в 2007 году. Сегодня "Ямал Ири" - зарегистрированный товарный знак, который разработан на основе мифотворчества коренных малочисленных народов Ямала. По данным окружного департамента по молодежной политике и туризма, за весь период работы Ямал Ири принял участие в 338 мероприятиях, посетил более 70 муниципальных образований в округе и регионов России.
Профильным департаментом за 2009 – 2010 годы было разработано 25 новых туристских маршрутов по территории округа. Это рыболовные, охотничьи, водные, историко-познавательные, эко-этнографические, экстремальные, событийные и экскурсионные туры, походы выходного дня и др. Для туристов разработана "Памятка туриста", сделан картографический материал, обеспечивается безопасность путешественников на протяжении всего маршрута. По этим маршрутам осуществлялся приём туристов из Франции, Германии, Болгарии, Екатеринбурга, Сургута, Перми, Москвы и т.д. Особой популярностью у самих ямальцев пользуются маршруты выходного дня, которые востребованы как среди корпоративных потребителей туристских услуг, так и индивидуальных туристов.
Отметим, что приоритетным направлением в сфере окружного туризма является межрегиональное и международное сотрудничество. Так, на сегодняшний день Ямал заключил соглашения о сотрудничестве в сфере туризма с Краснодарским краем, Санкт-Петербургом, Вологодской, Тюменской областями и Ханты-Мансийским автономным округом. Кроме этого, Ямал – постоянный и узнаваемый участник туристских форумов.
Вместе с тем, анализ данных по туристским прибытиям показывает, что в основном в регионе развивается этнографический, водный, рыболовный и охотничий туризм. В меньшей степени спортивно-оздоровительный, горнолыжный и социальный туризм для пожилых людей и людей с ограниченными физическими возможностями. Отмечается нехватка профессиональных кадров и информационной поддержкой сферы.
Существовавшие ранее ведомственные целевые программы, в первую очередь, были направлены на проведение мероприятий по решению первостепенных задач развития туризма в округе. Для укрепления позиций Ямала в сфере туризма была разработана и принята новая целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в автономном округе на период 2012 – 2014 годов" с общим объемом финансирования 51 миллион рублей.
Отличие новой программы от ранее действующих заключается в том, что в нее вошли принципиально новые тактические задачи. В результате их реализации ожидается: улучшение качества обслуживания туристов, в том числе за счет повышения квалификации персонала сферы туризма и разнообразия предоставляемых услуг. Будут готовиться кадры из местного населения; будет расширяться география туристских маршрутов. Программа нацелена на увеличение числа прибывающих на Ямал иностранных и российских туристов; на увеличение числа организаций и предприятий, работающих в сфере внутреннего и въездного туризма; на формирование туристских информационных и рекламных ноу-хау, в том числе с широким использованием Интернет-технологий. Важно, что особое внимание будет уделено созданию новых рабочих мест и повышению благосостояния местного населения, что, в свою очередь, приведет к увеличению объема финансовых поступлений в автономию за счет роста въездного туристского потока.
Источник: Пресс-служба губернатора ЯНАО