Ты помнишь, как все начиналось?..
Времена освоения Севера остались далеко в прошлом, и сейчас это вполне цивилизованная территория. В городах можно жить с комфортом, предприятия работают по современным методам.Большинству из нас трудно представить, что еще почти 30 лет назад здесь были лишь непроходимая тайга и болота. И так все бы и осталось, если бы…
Если бы со всей страны в «край мечты и романтики» не съехались смелые люди добывать непростую, но необходимую стране ямальскую нефть. Среди покорителей Севера был и один из первых руководителей НГДУ «Суторминскнефть» Борис Гаврилович Кошелев.
- Борис Гаврилович, , как происходило становление нефтегазодобывающего предприятия? С какими трудностями приходилось сталкиваться?
- Тогда Суторминское месторождение только открыли, и трудностей было немало. Первая заключалась в том, что с кадрами было тяжело. Во-вторых, не было никакого жилья. В-третьих, отсутствовали хорошие дороги. Эти три фактора сдерживали развитие нашего региона.
Общую напряженную картину дополнил непосильный план по добыче нефти. И он не был подкреплен ничем: ни объемом бурения, ни капитальным строительством. Поэтому план не выполнялся. Так происходило на протяжении почти четырех лет. Из-за всей этой неустроенности люди не хотели ехать сюда на работу: нет плана - нет достойной зарплаты и премий. Покорители Севера оседали в Ноябрьске, где в ту пору производственный процесс уже был налажен. Кстати, вопрос с жильем там тоже был решен - полным ходом велось строительство домов в капитальном исполнении. А в Муравленко тогда только начали строить «деревяшки». Появились чешские дома «унимо», финские дома. Магазинов не было, дорог тоже. Словом, поселок был в зачаточном состоянии. Говорить что-либо о позитивном настроении первопроходцев было невозможно. В таких условиях мы начинали.
- Если бы современные технологии нефтедобычи были доступны в то время, каких производственных успехов удалось бы достичь предприятию?
- Современные методы нефтедобычи на том этапе были не нужны - нефти тогда было с избытком. Я начинал работать в 1966 году на Самотлорском месторождении. В те времена нефть там, можно сказать, рекой текла - по 3-4 тысячи тонн добывали в сутки. Вспомогательные технологии не требовались.
Затем я пришел работать на Суторминское месторождение - здесь тоже было много нефти. Тогда все было намного проще: пробурили скважину, запустили ее в работу и добывали.
Сейчас времена совсем другие - уровень добычи снижается, надо искать и применять различные методы, чтобы поддержать его на достойном уровне. А раньше не было необходимости думать об этом. Надо было только осваивать запасы углеводородов и следить за их добычей.
Продолжение читайте в свежем номере общественно-политической газеты «Наш город» № 37 от 12 сентября 2013 г.
Источник: Жанна Бодашко