Талант не утаить
Муравленковские ребята побеждают в интеллектуальных олимпиадах и конференциях, защищают научно-исследовательские работы, выигрывают гранты, завоевывают спортивные награды, становятся лучшими в творческих конкурсах и фестивалях всех рангов. На пути к Олимпу они уверенно совершают свои первые шаги в науку, спорт и искусство. И с каждой новой покоренной вершиной лучи звезд их талантов сияют все ярче.
В России право на получение образования гарантировано законом. На государственном уровне создаются необходимые условия для развития учащихся, имеющих достижения в учебе, научно-исследовательской деятельности, различных видах творчества, физкультуре и спорте. На поддержку талантов направлена и концепция общенациональной системы выявления и содействия одаренным детям.
На основании правительственной программы разработаны региональные и муниципальные модели поиска и поддержки талантливых детей.
Выявляют подающих особые надежды тремя способами. Первый - педагогическое наблюдение за проявлением учениками особых способностей к предметам школьной программы. Второй состоит в том, чтобы отмечать достижения, которые ребята демонстрируют на конкурсах и олимпиадах. Третий - психологическое тестирование. Кроме того, начата разработка специальной системы для раннего определения одаренности.
Сейчас в школах города проводят диагностику личностного роста и уровня интеллектуальных способностей по определенной методике, а затем целенаправленно работают с этими детьми.
«Определять способности ребят и их профессиональные склонности можно при помощи предпрофильного тестирования, которое осуществляют специалисты межшкольного учебного комбината, - рассказывает начальник отдела нормативного обеспечения и инспектирования управления образования Администрации города Любовь Белецкая. - Самый эффективный метод выявления одаренности - наблюдение родителей и педагогов за развитием ребенка. Именно они лучше всего определяют уровень продвижения школьника и воспитанника детского сада, видят, насколько он готов к самостоятельному обучению и исследовательской деятельности, способен к творчеству или достижению высоких спортивных показателей. При этом важно предоставить детям возможности для раскрытия их способностей».
Специалисты муравленковской системы образования сформировали базу одаренных детей нашего города. В нее включены имена ребят, которые неоднократно входили в число лучших в той или иной сфере на мероприятиях регионального, всероссийского и международного уровней.
«Сегодня в базе находятся 250 имен юных муравленковцев в возрасте от 5 до 18 лет, показавших высокие результаты в творчестве, спорте и интеллектуальной деятельности, - говорит главный специалист организационно-методического отдела управления образования Администрации города Елена Юдашкина. - Это ребята, сведения о которых подали в управление образования учителя школ. Свою статистику также ведут управление культуры и молодежной политики и управление физкультуры и спорта».
Педагоги говорят, что в городе сложилась определенная модель работы с одаренными детьми. Новые звезды на муравленковском интеллектуальном небосводе загораются постоянно благодаря проведению таких конференций, как «Цель творчества - познание идеи», работе школьных научных обществ учащихся, участию ребят в предметных олимпиадах.
«Наше учреждение ежегодно подает заявки на участие в конкурсах по грантовой поддержке, - говорит директор МБОУ «Многопрофильный лицей» Вера Климко. - В 2012 году мы выиграли внушительный грант по направлению «Первые шаги в науку». Это позволило отправить наших учащихся на всероссийскую конференцию. Ребята завоевали там призовые места. Успешно прошло и участие нескольких лицеистов в работе школы-тренинга «Путь к Олимпу». Грантовая поддержка также позволила многопрофильному лицею заключить договор с педагогическими составами Уральского экономического и Уральского федерального университетов. Преподаватели вузов в режиме оnline работали с нашими учащимися, общаясь по скайпу. Таких практик должно быть больше. Уверена, что необходимо отправлять большее количество учащихся на занятия в различные школы, чаще приглашать к общению и сотрудничеству ученых, которые помогали бы развивать не только способности наших учащихся, но и умения, которыми владеют педагоги».
Взращивание талантов - дело благородное. Но при этом важно, чтобы, получив высшее образование, ребята возвращались в Муравленко уже в качестве молодых специалистов. Но это уже совсем другая история, а первое слово в деле выявления талантов все же принадлежит родителям учащихся, школьным учителям и педагогам дополнительного образования.
Источник: Жанна Бодашко
Фото Олега Ушкова