В округе состоялась Международная конференция «Ямал Нефтегаз»
Четвертый год подряд в Салехарде собираются топ-менеджеры российских и международных нефтегазовых компаний, ученые и представители органов власти. Участники делятся опытом освоения подводных ресурсов Арктики, разработки нефтегазовых месторождений Ямала и геологоразведки. В этот раз остроту диалоговым площадкам добавили внешнеполитические вызовы.
Ожидания не обманулись - несмотря на кризис, организаторы смогли собрать на одной площадке более двухсот участников. Топ-менеджеры российских и иностранных нефтегазовых компаний, инвесторы, ученые, представители высших эшелонов власти собрались в Салехарде ради одной цели - научиться максимально эффективно разрабатывать месторождения в меняющихся условиях. Примечательно, что слово «санкции» произносят исключительно журналисты. Остальным уже понятно: выход России в Арктику настолько изменил экономику, что санкции напоминают не карающий меч, а бессмысленные капризы шаловливого ребенка.
ВЯЧЕСЛАВ РУКША, генеральный директор "Росатомфлот": «Мы очень любим говорить, что мы морская держава, но на деле все наши морские выходы так или иначе закрыты балтийскими проливами, черноморскими или расстояниями, а порт Сабетта впервые позволит сразу выходить в открытый океан, что крайне важно для свободной торговли.»
Порт Сабетта, Ямал СПГ, Северный широтный ход - проекты, увязанные в один узел. Они ведут за собой десятки отраслей экономики и сотни инновационных разработок. За разработку Бованенковского месторождения коллектив Газпром добыча Надым получает премию правительства РФ за инновации в области науки и техники. К 2017 здесь обещают выйти на 115 миллиардов кубометров в год.
СЕРГЕЙ МЕНЬШИКОВ, генеральный директор "Газпром добыча Надым": «Самая главная новация, что мы можем добывать 90 млрд. кубических метров газа в год с Бованенковского месторождения. Ни одна компания не может добыть в таких широтах столько газа.»
Тяжелые и финансово затратные проекты всегда вызывают массу споров и недоверие скептиков. Однако Ямал СПГ и порт Сабетта уже прошли точку невозврата. Это хорошо понимают иностранные топ-менеджеры, которые даже в условиях санкций не собираются отказываться от работы в России.
ДИДЬЕ БАРБАНДЬЕР, вице-президент по продажам неофшорного бизнес-подразделения по Западной Европе и Сибири: «Мы стараемся сделать так, чтобы санкции никоим образом не повлияли на успех этого проекта и даже если вдруг санкции как-то начнут касаться проекта Ямал СПГ у нас есть запасной план, и в любом случае этот проект будет реализован.»
Ученые обещают - Арктика полна неожиданностей. Именно поэтому она ежедневно требует инновационных решений. Порт Сабетта уже изменил мировую экономику, он позволяет эффективно торговать на рынках Тихого океана. Два года по Севморпути в режиме круглогодичной навигации проводят суда со строительными грузами. В августе начнут доставлять блоки для строительства завода Ямал СПГ.
Приятных эмоций добавил и хозяин форума - Дмитрий Кобылкин. Вопрос строительства железнодорожной ветки Бованенково-Сабетта можно считать решенным. А это доступ к мировому океану для многих российских регионов.
ДМИТРИЙ КОБЫЛКИН, врио Губернатора ЯНАО: «Сегодня ни у кого нет вопросов. Все - от «Газпрома» до самых маленьких грузоотправителей подтвердили свое желание и участие наполнить этот проект живыми деньгами. В ближайшие годы игроков в этом проекте будет все больше и больше, но для старта и окупаемости этих проектов грузовой базы достаточно.»
Сегодня власти Уральского федерального округа заинтересованы во взаимодействии с бизнес-сообществом и их активном участии в проектах, реализуемых на Ямале. Вот и тюменский губернатор Якушев обещает - мы с Ямалом. Впрочем, это вполне объяснимо - с учетом огромных запасов нефти и газа, регион будет оставаться энергетическим сердцем России, как минимум, сто, а то и больше лет. Так что главным фактором в достижении конечной цели становятся не корпоративные тайны и амбиции газовых генералов, а конструктивный диалог.