Визит министров
Ямал принимал у себя участников Государственной комиссии по развитию Арктики. Федеральные министры сначала получили возможность своими глазами увидеть и оценить строительство порта Сабетта – это новый мощный логистический узел в Арктике, а затем обсудить и синхронизировать проекты развития транспортной инфраструктуры сразу пяти Арктических регионов. Уникальные проекты, среди которых Северный широтный ход, взаимоувязаны и направлены на решение одной задачи – создание нового облика современной Арктики.
Федеральные министры, руководители пяти Арктических регионов и недропользователи решают одну, но значимую для страны задачу – формирование облика современной Арктики. В ней все взаимосвязано: железная дорога и морские порты-хабы, Северный морской путь, ледоколы и геология. Развитие последней – главное условие открытия новых месторождений.
Ямал использует визит министров для продвижения своей инициативы - снижение разовых платежей для недропользователей при выходе на территорию со слабыми прогнозными ресурсами. Эту позицию поддерживают и практики.
ИОСИФ ЛЕВИНЗОН, заместитель председателя правления - директор по геологии ОАО "НОВАТЭК": "Какие-то налоговые преференции, особенно в труднодоступных районах, в районах, где геологоразведочные затраты требуют больших капитальных вложений, без льгот просто сейчас не обойтись."
Однако в министерстве считают – мотивировать к проведению изыскательских работ могут не только субвенции и налоговые льготы.
СЕРГЕЙ ДОНСКОЙ, министр природных ресурсов и экологии РФ: "Финансовый механизм очень важный для стимулирования, но еще важно – это снижение административных барьеров, обеспечение более простого доступа к геологоразведке у компаний. Вот мы сейчас акцент на это делаем."
Потенциал открытия новых месторождений далеко не исчерпан. К примеру, Ямал заслуженно претендует на статус стратегического центра мировой и российской нефтегазодобычи. Однако взять недра без развитой транспортной схемы нереально. Проект Северный широтный ход готов к реализации.
МАКСИМ СОКОЛОВ, министр транспорта РФ: "Теперь слово за правительством РФ, чтобы эти решения нашли свое отражение, в том числе не только в государственной программе развития транспортной системы, федеральной целевой программе, но и бюджете РФ на ближайшую перспективу."
Только в этом случае проект может быть реализован. Несмотря на секвестирование федеральных расходов, в федеральной целевой программе средства на реализацию Северного широтного хода все еще есть. В случае поддержки правительством, уникальный проект может быть реализован уже к 2020 году.
ДМИТРИЙ КОБЫЛКИН, врио Губернатора ЯНАО: "Сегодня ни у одной из сторон нетсомнений, что этот проект нужен для страны в целом, и мы в силах его реализовать."
Узким звеном остается мост через Обь. Несомненно, первые вложения за государством. Дальше могут помочь частные инвесторы, поисками которых Ямал активно занимался в последние годы. Для них это весьма привлекательно: после принятия закона о ГЧП инвесторы получили право рассчитывать на свой кусок финансового пирога. Новые юридические схемы позволяют объектам находиться в длительной эксплуатации инвесторов. Примечательно, что к Арктическим проектам особую заинтересованность проявляют иностранные партнеры.
ЭЛЬМАН ХУДАЗАРОВ, заместитель председателя правительства Республики Коми: "Мы в любом случае должны подразумевать некую интеграцию экономики. Хотим мы этого, не хотим, но она будет проходить. Естественно, здесь нужно очень грамотно подходить и ставить во главу угла интересы России."
Пять регионов – пять проектов. Каждый из которых претендует на включение в государственную программу развития Арктической зоны. «Белкомор» свяжет 60 населенных пунктов и откроет доступ к железной дороге миллиону россиян. Глубоководный морской порт в Архангельске или Порт в Индиге, который лижет Гольфстрим, как нельзя лучше подходят для создания перегрузочных комплексов. Регионы не соперники, скорее - собратья.
ГРИГОРИЙ СТРАТИЙ, заместитель губернатора Мурманской области: "Мы все разные. У каждого есть свои сильные стороны и мы должны друг друга дополнять, чтобы решать важную государственную задачу по развитию Арктики."
Кризис явно не ускорит задуманные проекты, но и остановить их уже невозможно. Именно они сформируют новый облик современной Арктики, особенно с точки зрения социально-экономического развития северных регионов.