Запущен терминал «Ворота Арктики»
На Ямале запустили терминал по отгрузке нефти «Ворота Арктики» с Новопортовского месторождения. Уникальное сооружение не имеет аналогов в мире. Открывал терминал в режиме видеосвязи президент Владимир Путин.
Этот терминал действительно уникален. Он способен отгружать нефть при температуре до минус пятидесяти градусов и скорости ветра до сорока метров в секунду. Подобных нефтяных сооружений нет ни в стране, ни в мире. Только представьте: башня высотой с двадцатиэтажный дом может вывозить в год до 8,5 миллионов тонн нефти.
ВЛАДИМИР ПУТИН, Президент РФ: «Хочу поздравить вас, поблагодарить и руководство компаний «Газпром», «Газпром нефть», и инженеров, рабочих, которые принимали участие в реализации этого проекта. Хочу пожелать вам успехов».
Сегодня промышленное освоение Севера идет ускоренными темпами. Фактически на берегу Северного Ледовитого океана по современным технологиям возводят первый арктический завод по добыче сжиженного природного газа. В Сабетте – конечной точке Северного широтного хода, который уже называют альтернативой Транссибирской железной дороги - строят глубоководный морской порт с подогревом причалов. В некогда безжизненной Сабетте построен целый город. В нем есть жилье, дороги и международный аэропорт.
ИРИНА СОКОЛОВА, вице-губернатор ЯНАО: «Сейчас уже очевидно, что постоянное присутствие на Крайнем Севере необходимо для экономической и национальной безопасности нашей страны. Арктика – это почти пятая часть территории всей России. Здесь сконцентрированы ключевые интересы нашего государства».
В числе ключевых вопросов освоения Севера - соответствие инфраструктурных объектов всем промышленным нормам. Именно поэтому при разработке Новопортовского - крупнейшего нефтегазоконденсатного месторождения Ямала - на экологию направлены беспрецедентно огромные суммы.
АЛЕКСЕЙ МИЛЛЕР, председатель правления компании "Газпром": «Терминал полностью соответствует самым высоким требованиям промышленной безопасности и охраны окружающей среды. На терминале применена так называемая технология нулевого сброса; это значит, что ни при каких условиях вредные, загрязняющие вещества не попадут в акваторию Обской губы».
Свою роль в укреплении позиций России в Арктике в ближайшем будущем сыграет и закон «О развитии Арктической зоны РФ». Его уже называют настольной книгой для чиновников и тундровиков. Документ определит судьбу Ямала на многие десятилетия вперед.
ГРИГОРИЙ ЛЕДКОВ, депутат Государственной Думы РФ: «Конечно, ямальцы, жители Арктики должны все знать, должны этим интересоваться, потому что, если мы все-таки дадим ему жизнь, нам завтра по этому закону жить. Это будущие правила нашей непосредственной жизни».
В оппозиционных кругах реальность исполнения закона ставят под сомнение. Коммунист Вячеслав Тетёкин хоть и не знаком с ямальскими инициативами, утверждает: партия власти ничего хорошего предложить не может.
ВЯЧЕСЛАВ ТЕТЁКИН, депутат Государственной Думы РФ: «Можно знакомиться, можно не знакомиться, ничего не произойдет. Слишком много мы этих программ видели, читали. Все бесполезно. Я говорю об общем подходе».
Не читать, но критиковать - традиционная практика коммунистов. Между тем единороссы отдельной строкой вписали необходимость закрепить на законодательном уровне социальные льготы для северян. Прежде чем дать документу дорогу в жизнь, он пройдет тщательную экспертную проверку.
ГРИГОРИЙ ЛЕДКОВ, депутат Государственной Думы РФ: «Экспертный совет при Совете Федерации по количеству просто огромный. Туда вошли представители муниципалитетов, Законодательных собраний, правительств, регионов, сенаторы, депутаты. Практически все сферы регионов, они там все есть».
Российская Арктика становится центром экономической мощи государства на долгие годы вперед. От того, насколько правильно сегодня будут расставлены акценты, зависит жизнь северян, а значит и ее развитие.
Эрнэст Бавшин