Результаты беспрецедентных мер по борьбе со вспышкой сибирской язвы на Ямале
Ямал приходит в себя после вспышки сибирской язвы. Этим летом наш регион столкнулся с непростым испытанием. Из-за страшной инфекции погибло более двух тысяч оленей, с подозрением на заболевание в больницы округа доставили тундровиков из Ямальского района. На помощь региону приехали специалисты практически всех ведомств страны.
«- Как после лечение ребенок себя чувствует? Нормально. Также себя чувствует, как мы поступили».
Дочке Яны Сэротэтто, Эвелине, еще не исполнилось и двух лет. Когда в Ямальском районе обнаружили очаг сибирской язвы, девочка оказалась в самом его центре - гостила у родных в яр-салинской тундре. Как, и у большинства, находящихся на лечении в инфекционном отделении больницы Салехарда, страшный диагноз врачи не подтвердили, но для профилактики пролечили. После почти двухнедельного курса терапии - здоровые, они, наконец-то, поедут домой.
ИНЕССА СЕЛЕНДЕЕВА, заведующая реабилитационным отделением Салехардской окружной клинической больницы: «Все пациенты по показаниям привиты, все получили антибиотикопрофилактику по данному заболеванию, все чувствуют себя хорошо, готовы ехать домой».
Спящая почти столетие болезнь не обезоружила, а заставила мобилизовать все возможные силы. С инфекцией в таком масштабе не только Ямал, но и Россия, в настоящее время, столкнулись впервые.
ДМИТРИЙ КОБЫЛКИН, Губернатор ЯНАО: «Все кто может, все приехали, и готовы были ехать в очаг. Среди всех – правоохранители, летчики наши, я вот, лишний раз говорю, что мы сохранили нашу авиацию, хотя бы ради вот этого случая, надо было это сделать. Потому что многие авиакомпании отказались лететь. Никто не хочет рисковать жизнью».
Сразу после того, как в тундре ямальского района начался крупный падеж оленей сибирскую язву моментально взяли в тески. Едва ветеринары предположили это заболевание у животных, тут же создали региональный штаб комиссии по чрезвычайным ситуациям, в очаговой зоне объявили карантин.
ВЕРОНИКА СКВОРЦОВА, Министр здравоохранения РФ: «Сегодня не вызывают сомнений границы очага. Они подтверждены многочисленными облетами, постоянными наблюдениями за животными и за людьми, организованы десять санпропускников через эту границу - они правильно оборудованы. Люди, выходящие из очага, полностью обрабатываются, им меняется вся одежда - от и до. Они оказываются в ПВР уже обновленными полностью и на химиопрофилактике».
Специалисты федеральных структур МЧС, Минобороны, Минздрава, Роспотребнадзора, Минсельхоза вместе с ямальскими коллегами работали на максимуме. Спасатели оперативно развернули палаточные городки жизнеобеспечения в чистой зоне тундры, военные провели ликвидацию в очаге. Специализированные силы и средства - это 444 сотрудника и 58 единиц техники. Все работают в полевых условиях.
«Уважаемый Дмитрий Николаевич, пункт специальной обработки к работе готов. Докладывал генерал Агафонов. С уважением, здравия желаю. Рад вас приветствовать. Все поручения, которые были даны выполнены».
Достичь, казалось бы, невозможных результатов помогла, в том числе, и железная дорога Обская - Бованенково.
ДМИТРИЙ КОБЫЛКИН, Губернатор ЯНАО: «Это лишний раз говорит о том, что до порта Сабетты нам необходимо железную дорогу построить. Просто хотя бы в целях безопасности полуострова Ямал, в государственных целях. Об этом буду докладывать президенту обязательно».
Одной из причин заражения в регионе, по мнению специалистов, стала аномальная жара. Месяц, а то и больше, температура держалась больше тридцати градусов, в тундре до 38-ми. Скованная, но не побежденная вечной мерзлотой болезнь, вырвалась наружу. Переносчиком, возможно, оказался обыкновенный овод.
АНДРЕЙ ЛИСТИШЕНКО, главный ветеринарный врач ЯНАО: «Кровососущие насекомые стали, возможно, одним из важных факторов вот такого распространения, то есть переброски со стадо на стадо, и быстрого распространения внутри стада. Т.е. сибирская язва - это не настолько, распространяющееся заболевание, чтобы вот такой падеж был. Мы получили массовую гибель животных из-за главного трансквессифного фактора - насекомых кровососущих».
Население же беспокоило многое. Больше всего люди опасались, что болезнь передается от человека к человеку, а в магазины попадет зараженное мясо.
ДМИТРИЙ КОБЫЛКИН, Губернатор ЯНАО: «Это нормальная защитная реакция любого человека, если они видят, что что-то им не понятно, что-то связано с бактериологическими делами - естественно паника. Здесь нельзя наших ямальцев как-то винить или как-то в не патриотизме их подозревать. Просто они на самом деле перестраховываются - это нормально. Еще раз говорю угрозы для здоровья населения нет».
О том, что беду пережили, видно и по настроению тундровиков. Именно они столкнулись с болезнью лицом к лицу. Сейчас им передают одежду и предметы быта. Для кочевников сохранили всё имущество, что позволили сохранить. Из бюджета региона направлено 90 миллионов рублей на восстановление утраченных чумов, каждому члену семьи предусмотрена денежная компенсация. Земляки в городах и регионах не остались равнодушными. Помогали вещами и денежными средствами. Ямальцы собрали более двадцати семи миллионов рублей.
АЛЕКСАНДР МАЖАРОВ, директор департамента международных и внешнеэкономических связей ЯНАО: « В ближайшее время подойдут средства очень серьезные от Роснефти, подойдут деньги от Газпромнефти, подойдут средства от Надымгаздобыча. Я думаю, что мы сможем закрыть буквально на сегодняшний день все потребности, и у нас не возникнет никакого дефицита - ни с детской одеждой, ни с взрослой одеждой, ни с какими медикаментами или вакцинацией. Это сегодня, конечно, все будет».
Каждый день тундровики возвращаются домой. Здоровые! Назад в тундру, к местам традиционного проживания, на чистые территории ямальской тундры.