Работы по ликвидации последствий вспышки сибирской язвы продолжаются, но тундровики уже возвращаются к обычной жизни
Новых случаев заражения сибирской язвой в регионе нет. В ликвидации вспышки инфекции в Ямальском районе приняли участие почти 500 человек и около 60 единиц техники - силы ЯНАО, МЧС РФ, министерства обороны РФ. Животных вакцинируют, выздоровевшие тундровики каждый день возвращаются домой.
Ветеринар прививает оленя за считанные секунды. В день вакцинируют около двух тысяч голов. Для удобства соорудили, вот такие - корали. Для здоровых животных процедура безболезненная и безопасная. Привитых особей тут же выпускают обратно в тундру.
АЛЕКСАНДР РЕПИН, врач Ханты-Мансийской ветеринарной службы: «Мы можем работать, практически, и до позднего, потому что здесь световой день плюс белые ночи. Мы можем работать, в принципе, и до трех тысяч. Люди - они уже предупреждены и подгоняют своевременно, то есть к шести утра подгоняют коралю, мы уже здесь, на месте, загоняем, помогаем и дальше начинаем вакцинацию оленей».
Оленеводы от вакцинации не отказываются. Из уст в уста здесь еще передаются истории о бушевавшей более 70-ти лет назад вспышке сибирской язвы.
ВАЛЕРИЙ ЯПТУНАЙ, частный оленевод: «Даже я, когда таким маленьким ребенком был, мне деда рассказывал, что в нашей тундре тоже ведь Сибирка была. Олени падали, и люди падали, так сразу. Они же питались олениной в основном, вот от этого и заразились».
Поголовье оленей сейчас активно прививают в тундре Ямальского и Приуральского районов. Вакцины и специалистов - достаточно.
АНДРЕЙ ЛИСТИШЕНКО, лавный ветеринарный врач ЯНАО: «Эту работу мы будем продолжать по вакцинации оленей и предполагаемый объем, планируемый объем, вакцинации у нас будет порядка 400 тысяч голов в этом году. В 2017 году мы вакцинацию оленей включаем в план мероприятии, и в плановом режиме, уже будем вакцинировать все поголовье».
В регионе новых случаев падежа оленей от сибирской язвы нет. В зоне карантина провели тщательную дезинфекцию. Вот и руководитель окружного Роспотребнадзора этот факт подтверждает. Глава ведомства рассеяла тревогу ямальцев, по поводу, павшего оленя рядом с месторождением в Тазовской тундре.
ЛЮДМИЛА НЕЧЕПУРЕНКО, руководитель управления Роспотребнадзора по ЯНАО: «Первые результаты, они нас радуют - это отрицательные результаты, но у нас существуют санитарные нормы и правила. На всякий случай, принято было решение вакцинировать наших вахтовиков. Для вахтовиков никакой угрозы сейчас, этот единственный, павший там олень, который пал еще три недели назад - никакой угрозы не представляет».
Самое страшное позади. В «зеленой зоне» тундровики постепенно обустраивают свой быт. Устанавливают новые чумы, и с нетерпением ждут приезда близких.
ГРИГОРИЙ ЛЕДКОВ, депутат Государственной Думы РФ: «У людей есть ощущение того, что они не брошены, и в итоге, все будет нормально - наладим жизнь. Так, конечно, останавливаться нельзя».
На восстановление хозяйства пострадавшим из окружного бюджета выделили 90 миллионов рублей. Еще 6 миллионов Ямальский район получает для выплаты пострадавшим материальной помощи. Средства собирают рядовые ямальцы, бизнесмены и представители власти. Но главное, конечно, моральная поддержка.
АНДРЕЙ КУГАЕВСКИЙ, глава Ямальского района: «Морально-психологический климат у людей спокойный, люди уже потихонечку стали успокаиваться».
Вспышка сибирской язвы в Ямальском районе стала проверкой на прочность не только для Ямала. Оперативная реакция всех федеральных служб России, и слаженная работа людей в карантинной зоне, позволила моментально купировать биологическую угрозу. Работали за гранью человеческих возможностей. Операцию по ликвидации последствий заражения выполнили в рекордные сроки.
ДМИТРИЙ КОБЫЛКИН, Губернатор ЯНАО: «Мне понравилось и само отношение, и глубина понимания того, что сегодня в мирное время Ямалу понадобилась помощь. Вот это мне понравилось, конечно. Уровень от министра обороны до простого солдата. Это очень приятно и я думаю, что с такое армией у нашей страны будет все хорошо. Хочется поблагодарить от себя лично, от жителей Ямала - генерал-майора Васильева за проделанную работу, и за то, что все в обещанные сроки ликвидировано».
Работа в регионе будет продолжена. На восстановление поголовья и возвращение тундровиков к привычной жизни потребуется время. Но главное, оленеводы возвращаются домой. Жизнь - продолжается.