Комсомольская путёвка связала меня с Севером
- Вообще-то, от рождения я Зухра, но многие звали на русский манер, мама-то у меня русская, так и стала Мариной. Мама купила мне дорогущие зимние сапоги - за 60 рублей - и велела беречь ноги: на Севере же очень холодно! Нашла убитый чемодан-балетку, и я с другими парнями и девчонками по направлению Ставропольского комитета комсомола поехала в Москву, - рассказывает Марина Гаджиевна. - Со всей страны в столицу ехали стройотряды, и 14 марта в Колонном зале Дома союзов ВЦСПС состоялся концерт и торжественные проводы бойцов Всероссийского ударного отряда на стройки XII пятилетки. Для нас пели Людмила Зыкина, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон. Проводилась и политориентационная работа, не прекращалась она и во время поездки. Помните фразу из кинофильма «Бриллиантовая рука», подхваченную народом: «Руссо туристо - облико морале»? Тогда это было важно.
Моя собеседница была одной из многих, кто восемнадцатилетней девчонкой ехал в дальние края за романтикой. За деньгами ехали люди постарше, а таких было немного. Страна жила великими стройками, колёса поездов выбивали «Мой адрес - не дом и не улица, мой адрес - Советский Союз», и в тесных купе под гитару звучали песни. Я вижу, как загораются глаза Марины Гаджиевны, а лицо озаряет улыбка. Это свет того незабываемого времени.
Сошлись ли с реальностью Ваши представления о Севере?
- М-да… Я считала, что одета тепло, как раз для Севера, но вскоре поняла, что это далеко не так, а мои представления и реальность - совсем не одно и то же. В Ноябрьске было минус 46 и снег по пояс, по которому мы брели до общежитий. Хорошо, что вскоре нам дали подъёмные по 250 рублей, и я купила зимнее пальто с песцовым воротником.
- А кем могли работать молодые девчонки в строительном отряде, имея такие разные профессии? Вы ведь комбайнёр…
С полным текстом этой публикации можно ознакомиться в газете «Наш город» № 30 от 24 июля 2014г.
Валентина Шейко