Северный широтный ход
На выставке инвестиционных проектов, которая проходила в сентябре в рамках международного инвестиционного форума «Сочи-2014», делегация Ямало-Ненецкого автономного округа презентовала проекты строительства завода «Ямал СПГ» и развития Северного широтного хода. Особое внимание ее представители уделили строительству железной дороги Бованенково - Сабетта.
Заказчиком арктической трассы длиною в 180 километров выступает региональный инновационно-ивестиционный Фонд «Ямал». По предварительным планам, начало строительства намечено на 2015 год. Новая железнодорожная линия даст грузоперевозчикам строящегося Северного широтного хода выход к Северному морскому пути. По первоначальным данным, максимальная скорость движения грузовых и пассажирских поездов по будущей дороге Бованенково - Сабетта - 50 километров в час. Согласно плану перспективного развития, провозная способность магистрали - 20 миллионов тонн в год.
Северный широтный ход пройдет по центральной части Ямало-Ненецкого автономного округа и войдет в состав транспортной инфраструктуры центральной части Арктической зоны нашей страны. Новая магистраль объединит два исторически сложившихся транспортных района - западный и восточный. В основе первого лежит крупнейшая транспортная ось, река Обь с подходящей к ней в районе города Лабытнанги веткой Северной железной дороги. А второй транспортный район сложился за счет использования железнодорожного направления Свердловской железной дороги от Нового Уренгоя до Тюмени и средних по размерам рек Надым, Пур и Таз.
Северный широтный ход соединит станцию Обская Северной железной дороги со станцией Коротчаево Свердловской железной дороги. Будущая магистраль включит в себя новый железнодорожный участок Обская - Салехард, новую железнодорожную линию Салехард - Надым.
Также при строительстве Северного широтного хода будут сооружены мостовые переходы через крупные реки Обь и Надым. Предполагается построить участок железной дороги от станции Салехард до станции Лабытнанги, которая находится на противоположном берегу Оби и имеет сообщение с Северной железной дорогой. Железная дорога Салехард - Надым - базовый элемент проекта Северный широтный ход.
Сначала планировалось одновременное строительство двух железнодорожных линий - широтной и меридиональной. В условиях оптимизации расходов федерального бюджета была разработана новая концепция, по ней на первом этапе будет сформирован железнодорожный Северный широтный ход. В рамках второго этапа планируется возведение железной дороги Полуночное - Обская, а также строительство автодороги Тюмень - Агириш - Салехард.
Перспективными направлениями развития Северного широтного хода являются развитие железной дороги Обская - Бованенково - Карская до Харасавэйского месторождения газа и строительство железной дороги, которая соединит Коротчаево с Норильском.
Губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин неоднократно подчеркивал необходимость «дотянуть» Северный широтный ход до Сабетты. Это решение оговорено заключенным в декабре минувшего года Меморандумом между Правительством ЯНАО и Министерством транспорта РФ.
Предварительные расчеты говорят о том, что на перевалку в многопрофильный морской порт Сабетта по Северному широтному ходу ежегодно будет поступать более 50 миллионов тонн жидких углеводородов Ямала, зерна Сибири, металла Урала, угля Кузбасса, нефтепродуктов Татарстана и Башкортостана.
Северный широтный ход свяжет основные углеводородные месторождения, обеспечит их освоение и кратчайший транзит полезных ископаемых. Он откроет выход к арктическим шельфам и изменит Ямало-Ненецкий автономный округ. После ввода магистрали в эксплуатацию в самой северной точке России будут функционировать и железная дорога, и портовый терминал, что сократит время доставки нефтепродуктов на перспективные рынки мира.
По материалам интернет-изданий подготовил Евгений ЧЕРНИГОВСКИЙ